«Армия и Флот»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• содействовать сохранению и развитию государственного, военно-исторического и научного наследия России,
• способствовать единению общества и Вооружённых сил России,
• пробуждать интерес к военному делу и военной истории России,
• рассказывать о вкладе военных в развитие культуры. науки и литературы России.

Главный маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич. Память жива…

К 105-летию Дальней авиации России

К 75-летию Великой Победы

Маршалы Победы

А.Е. Голованов

В 2019 г. праздновалось 115-летие со дня рождения Главного маршала авиации СССР Голованова Александра Евгеньевича, инициатора создания и Командующего Авиации дальнего действия нашего Отечества, первого начальника Восточно-Сибирского управления ГВФ СССР (1935-1937), выдающегося военачальника, полководца Советского Союза. Александр Евгеньевич внес значительный вклад в дело защиты нашего Отечества, укрепления его обороноспособности, обеспечения его безопасности, в развитие Дальней авиации ВВС СССР, гражданской авиации города Иркутска, Восточной Сибири, Якутии, России, СССР.

Голованов Александр Евгеньевич - участник Гражданской войны (1919-1920), боевых действий в районе р. Халхин-Гол (1939), советско-финляндской войны (1939-1940), Великой Отечественной войны (1941-1945).

В 2020 году будет праздноваться 75-летие Победы советского народа, Советского Союза над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945), огромный вклад в которую внес и Главный маршал авиации А.Е. Голованов и руководимая им Дальняя авиация (Авиация дальнего действия, 18-я Воздушная армии).

Родился Александр Голованов 7 августа 1904 г. в Нижнем Новгороде. В семье Головановых было пять человек: отец - Евгений Александрович, был капитаном парохода, плавал по Волге, мать - Вера Ивановна, работала преподавателем пения, и трое детей - дочь Валентина (1900), сын Александр (1904), и сын Анатолий (1906).

По отцовской линии А.Е. Голованов - потомок народовольца Ивана Александровича Соловьева (что установлено в 2015 г. исследованиями Головановой Ольги Александровны, дочери главного маршала), а по материнской линии - дальний потомок выдающегося русского флотоводца, вице-адмирала российского флота Корнилова Владимира Алексеевича (1806 -1854, уроженца города Иркутска, что установлено исследованиями иркутского историка, ученого, профессора Александра Всеволодовича Дулова), начальника и Героя обороны г. Севастополя (1854). Отцом флотоводца В.А. Корнилова был Корнилов Алексей Михайлович, - в 1805-1806 гг. - иркутский губернатор.

В Нижнем Новгороде Головановы жили на улице Белинского, в доме Вьюгина. В 1908 году семья Головановых переехала в Москву. Братья Александр и Анатолий Головановы, как потомки их дальнего предка – выдающегося русского флотоводца В.А. Корнилова, были приняты на учебу на казенный кошт (обучение и содержание учащегося полностью за счет государственных средств, казны - прим. автора) в Московский кадетский корпус имени Екатерины II, где Александр вместе с братом в 1916-1918 гг. закончил ее 1-й и 2-й классы, затем переведен в гимназию, позднее, в 1925 г. окончил Нижегородскую Губернскую школу Взрослых повышенного типа имени Я.М. Свердлова. Работать он начал с 1918 г. курьером в «Профсохлеб» Наркомпрода.

В мае 1919 г. Александр добровольцем поступил на военную службу в РККА, и по октябрь 1920 г. воевал на фронте, был разведчиком 59-го стрелкового полка 7-й стрелковой дивизии РККА. После ранения, в сентябре 1920 г. был демобилизован, работал и учился в г. Нижний Новгород. В 1923 г. он вступил в комсомол, член ВКП(б) с 1929 г.

В 1924 г. губкомом ВКП(б) он был направлен на работу в органы ГПУ, с 1924 по 1933 гг. работал в органах Гос.безопасности - ВЧК-ОГПУ, в особых отделах, на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения. С декабря 1931 г. Александр работал в Наркомате тяжелой промышленности, одновременно учился в аэроклубе. По окончании в 1932 г. летной школы при ЦАГИ в Осовиахиме в г. Москве, ушел в авиацию, с 1933 по 1941 гг. работал в Гражданском воздушном флоте СССР-пилотом, пилотом- инструктором, помощником командира отряда, командиром отряда, начальником Управления ГВФ , шеф-пилотом Аэрофлота.

В 1934 г. Совнарком СССР принял решение о реорганизации органов управления Гражданского воздушного флота страны. 19 мая 1934 г. постановлением СНК СССР были образованы 12 территориальных управлений гражданской авиации СССР. В 1934-1935 гг. А. Е. Головановон был командиром особого отряда тяжелых кораблей ТБ-3 Средне-Азиатского управления ГВФ в г. Ашхабаде, а в январе 1935 г. Александр Евгеньевич был назначен начальником Восточно-Сибирского управления ГВФ (с центром в городе Иркутске), которым он успешно руководил с 1935 по 1937 гг., при этом сам, как пилот, выполнял полеты. В 1936 г. постановлением СНК СССР Голованов А.Е. был введен в состав Совета при начальнике Главного управления ГВФ СССР.

В середине 30-х годов Восточно-Сибирское управление ГВФ СССР было самым крупным во всем Аэрофлоте. Оно охватывало огромную территорию Красноярского края, Бурятию, Якутию, Иркутскую и Читинскую области. В состав этого управления входило 11 воздушных линий, свыше 35 аэропортов разных классов, 6 авиаотрядов.

Под руководством начальника ВСУ ГВФ А.Е. Голованова в Восточно-Сибирском регионе страны были открыты новые авиалинии, в городе Иркутске были построены жилые дома, здание иркутского сухопутного аэропорта, на эксплуатацию поступала новая авиационная техника, совершенствовалась радиосвязь, досрочно выполнялись государственные планы. В Иркутске А.Е. Голованов проживал на ул. Горького в доме № 29, штаб Восточно-Сибирского управления ГВФ размещались первично в Знаменском монастыре, в последующем - на ул. Коммунаров в доме № 3, а самолеты Иркутского гидропорта ВСУ ГВФ размещались на берегу реки Ангара.

В 1937 г. в стране повсеместно шли аресты «врагов народа». Коснулись они и подразделений Восточно-Сибирского управления ГВФ, и его начальника – А.Е. Голованова. Его исключили из партии, готовился его арест перед вылетом его в г. Москву и Голованов вынужден был срочно поездом уехать в г. Москву «за правдой», где после проверки с него сняли все обвинения, его восстановили в партии, но в Иркутск он не вернулся, остался работать в Московском управлении ГВФ. В 1938 г. газеты писали о нем, как о «летчике-миллионере», то есть налетавшем миллион километров.

В предвоенные годы Голованов А.Е. работал в Московском управлении ГВФ, с мая по октябрь 1939 г. он находился в распоряжении ВВС РККА СССР, участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе (1939) в качестве командира корабля, был награжден орденом Красного Знамени. Участвовал он и в боях на советско-финском фронте в 1939-1940 гг., был награжден орденом Ленина. Еще работая в Иркутске, а затем, участвуя в боевых действиях в Монголии и Финляндии, А.Е. Голованов отметил, что в отечественной авиации слабо используется современная техника, в частности, радионавигация, что не может не сказаться на эффективности авиации при ведении боевых действий.

По предложению начальника ВВС РККА дважды Героя Советского Союза Я.В. Смушкевича он написал письмо руководителю СССР И.В. Сталину о необходимости специальной подготовки летчиков дальней бомбардировочной авиации к полетам в плохую погоду, вне видимости земли, после чего Голованов неожиданно был вызван в Кремль, где состоялась его личная встреча со Сталиным после которой в феврале 1941 г. А.Е. Голованов был назначен командиром 212-го отдельного авиаполка дальнебомбардировочной авиации с присвоением ему первого воинского звания «подполковник». Так началась его военная служба. В дальнейшем этот 212-й авиаполк, который базировался в г. Смоленске, под командованием А.Е. Голованова стал основой для создания Авиации дальнего действия, а служебная карьера его командира Голованова была стремительной, - за три с половиной года от первого присвоенного воинского звания «подполковник» до Главного маршала авиации СССР, самого молодого маршала в истории страны.

В Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. он участвовал с ее первых дней и до окончания, принимал личное участие в боевых действиях по бомбардировке объектов противника в качестве командира корабля. С августа 1941 г. он - командир 81-й дальнебомбардировочной авиадивизии, с декабря 1941 г. - командир 3-й авиадивизии дальнего действия, подчиненных Ставке Верховного Главнокомандования. Постановлением Государственного комитета обороны СССР 5 марта 1942 г. была создана Авиация дальнего действия, которая подчинялась непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования, которой руководил И.В. Сталин.

Командующим АДД был назначен А.Е. Голованов, который пользовался симпатией и доверием со стороны И.В. Сталина. Став командующим АДД, Голованов А.Е взял в свое подчинение гражданскую авиацию и ремонтные авиазаводы, хорошо знал кадры и гражданской авиации, и ВВС, и АДД.

Будучи талантливым, требовательным военачальником, А.Е.Голованов был смелым, обладал твердым характером и независимостью суждения, особенно при отстаивании интересов Дальней авиации СССР.

Его личные обращения к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину спасли от гибели многих арестованных в то время и находившихся в заключении, в т.ч. и авиаконструктора А.Н. Туполева, известного летчика А.В. Мансветова, ранее работавшего с А.Е. Головановым в г. Иркутске и командовавшего 11-м авиационным гидроотрядом Восточно-Сибирского управления ГВФ, и других, необходимых для развития авиации, АДД, людей.

Командующий АДД Голованов А.Е. выполнял поручения, боевые задания Ставки и иного рода, например, обеспечивал в 1942 году первый полет за рубеж на самолетах Авиации дальнего действия члена Правительства СССР - министра Иностранных дел СССР В.М. Молотова на переговоры в Англию и США, а в 1943 г. перелет И.В. Сталина в Иран на Тегеранскую конференцию, на которой состоялась первая встреча руководителей трех ведущих держав антигитлеровской коалиции: СССР (И.В. Сталин), США (Ф. Рузвельт) и Великобритании (У. Черчилль). При этом А.Е. Голованов лично пилотировал один из самолетов советской делегации на эту историческую конференцию в Тегеран (1943).

В 1944 г. Голованову было присвоено звание Главный маршал авиации. В 1944 г. в состав АДД входили и Воздушно-десантные войска РККА. С декабря 1944 г. А.Е. Голованов - Командующий 18-й Воздушной армии, в которую была переформирована Авиация дальнего действия.

Авиация дальнего действия, а в последующем - и 18-я Воздушная армия под руководством А.Е. Голованова действовали на всех фронтах и принимали участие во всех военных операциях Великой Отечественной войны – и в битвах за Москву, Ленинград, в Сталинградской и Курской битвах, в битвах за Крым, Украину, Белоруссию, в разгроме немецких войск в Польше, Прибалтике, Германии, в т.ч. и в Кенигсберге, в битве за Берлин.

Они оказывали помощь партизанским формированиям Крыма, Белоруссии, Прибалтики, Польши, Болгарии, Чехословакии, Народно-освободительной армии Югославии. Неоднократно с начала войны летчики дальнебомбардировочной авиации, Авиации дальнего действия ВВС СССР летали на бомбардировку столицы фашистской Германии - Берлина, и на заключительном этапе войны участвовали в битве за г. Берлин. К концу Великой Отечественной войны в 1945 г. в СССР было только 3 Главных маршала родов войск СССР, и одним из них был Александр Евгеньевич Голованов (авиация), самый молодой маршал в истории страны.

По воспоминаниям бывшего пилота Восточно-Сибирского управления ГВФ Котовича Василия Назаровича, который во время Великой Отечественной войны воевал в Дальней авиации, прошел путь от рядового командира экипажа бомбардировщика до командира авиаполка: «…Величие А.Е.Голованова, его уникальность в том и состоит, что многие его идеи, связанные с созданием АДД, оказались прозорливы, мудрыми, отвечали на запросы и нужды Великой Отечественной войны. Это произошло, главным образом, потому, что вся жизнь, все дела, весь он сам были пронизаны искренней, беспредельной любовью к людям, Родине - Советскому Союзу! В нем было нечто более благородное, чем обладание властью: умение побудить других делать то, что полезно и необходимо для блага страны. Умный, энергичный, сдержанный военачальник, отличный летчик, не зря получил от своих многочисленных поклонников прозвище Батя…».

За боевые заслуги, руководимые Главным маршалом авиации А.Е. Головановым четыре авиакорпуса, 12 авиадивизий, 43 авиаполка дальнего действия были преобразованы в гвардейские, семь авиадивизий и 38 авиаполков награждены орденами, восьми корпусам, 20 дивизиям и 46 авиаполкам присвоены почетные наименования. Около 25 тысяч солдат и офицеров Авиации дальнего действия удостоены государственных наград, 312 стали Героями Советского Союза, шестеро из них удостоились этой высшей награды дважды – это А. И. Молодчий, Е. П. Федоров, П. А. Таран, С. И. Кретов, В. Н. Осипов, В. В. Сенько.

Главный маршал авиации Голованов Александр Евгеньевич внес громадный вклад в разработку и осуществление принципов боевого применения, в развитие Авиации дальнего действия. По воспоминаниям ветеранов он неоднократно представлялся, включался в списки военнослужащих к присвоению звания Героя Советского Союза, которое так и не было ему присвоено.

Об этом вспоминают, рассказывают и в документальном фильме «Амплитуда судьбы» (2005) участники, ветераны Великой Отечественной войны, сослуживцы Главного маршала А.Е. Голованова, штурман АДД, Герой Советского Союза, полковник авиации в отставке Агеев Леонид Николаевич и старший адъютант маршала А.Е. Голованова, полковник авиации в отставке Костюков Иван Гаврилович.

В изданной в 2001 г. книге «Главный маршал авиации Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца», в своем очерке «Забвенье», участник Великой Отечественной войны, гвардии полковник авиации в отставке, заслуженный военный летчик СССР Пономаренко Владимир Васильевич пишет о том, что: - «Знаю, что когда Александр Евгеньевич написал книгу воспоминаний, ему сказали: «Откажись от Сталина, тогда будем печатать». Но он не мог пойти на это. В 60-е годы на Совете ветеранов выступил Герой Советского Союза И.И. Киндюшев с предложением направить ходатайство о присвоении А.Е. Голованову звания Героя Советского Союза. Мы все проголосовали «за». Но нас не услышали. …Все идет спор – когда же родилась в России Дальняя авиация? Называют разные даты. А мы, ветераны Великой Отечественной войны, считаем – 5 марта 1942 г., когда командующим стал А.Е. Голованов, выдающийся организатор, не воссоздавший, а создавший АДД (Авиацию дальнего действия - прим. автора). Меня в этом никто не переубедит. Мы всегда считали и считаем себя головановцами…С такими полководцами, каким был Александр Евгеньевич Голованов, русские действительно непобедимы…».

Из воспоминаний Костюкова Ивана Гавриловича, участника Великой Отечественной войны, ветерана АДД, старшего адъютанта командующего Дальней авиации (1947-1948), полковника авиации в отставке: - «…Почему надо оставить воспоминания о Главном маршале авиации Голованове? Да потому, что он был личностью знаковой, яркой, наделенной разносторонними дарованиями. Это был богатырь, отдавший свою жизнь служению народу… В моей памяти Александр Евгеньевич Голованов остался человеком чести и совести. Скажу даже больше: перебирая в памяти все те ушедшие годы, думаю – найти бы у него хоть одно качество отрицательного толка…Нет, не нахожу! А за свою уже 80-летнюю жизнь я видел многое. Для меня А.Е. Голованов стал учителем, примером того, каким должен быть мужчина».

Из воспоминаний Федорова Сергея Яковлевича, участника Великой Отечественной войны, ветерана АДД, председателя Совета ветеранов Авиации дальнего действия, заслуженного работника культуры РСФСР, генерал-лейтенанта авиации в отставке: - «…Создавалась АДД как ударная сила уже в ходе войны. Главная роль здесь, безусловно, принадлежит Александру Евгеньевичу Голованову. Он проявил себя чрезвычайно талантливым руководителем... В нашем командующем было не столь частое сочетание необходимых для этой должности выдающихся качеств…Мне часто задают вопрос: почему же Голованов не получил звания Героя Советского Союза, причем не только он сам, но и ни один его командир дивизии или корпуса? Получилось это потому, что у него была своя система и в этом отношении. Кто воюет, кто лично летает на боевые задания, только тот получает Золотые Звезды. А не за руководство. Можно с этим поспорить. Ведь в ВВС Героями становились авиаторы всех рангов, но в АДД было так. Зато Героев Советского Союза среди летчиков и штурманов у нас было много. Люди получали по справедливости заслуженные звания и награды…И удивительная скромность, которая сохранялась в нем в самом зените блестящей карьеры. Никогда не красовался, даже не носил орденов…Нас и сейчас сплачивает память о нашем командующем Александре Евгеньевиче Голованове. Мы - головановцы! Будут идти годы, но такие люди, как он, не могут быть забыты, о них всегда будут вспоминать в трудный для Отечества час».

Высокая оценка АДД и ее командующего дана в трофейных документах немецкой разведки. О А.Е. Голованове аналитики люфтваффе писали: - «АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации... Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД - высшее выражение этого».

По мнению председателя Совета ветеранов Дальней авиации России, генерал-лейтенанта авиации в отставке Опарина Михаила Михайловича, Александр Евгеньевич Голованов - один из талантливейших авиационных военачальников, на долю которого пришлось руководство Дальней авиацией (АДД, 18 ВА, ДА) в наиболее сложные периоды ее истории (1942-1948 гг.).

За время военной службы в Вооруженных Силах СССР Голованову Александру Евгеньевичу последовательно присваивались воинские звания старшего и высшего офицерского состава: - подполковник (февраль 1941 г.), полковник (август 1941 г.), генерал-майор авиации (октябрь 1941 г.), генерал-лейтенант авиации (май 1942 г.), генерал-полковник авиации (март 1943 г.), маршал авиации (август 1943 г.), Главный маршал авиации (август 1944 г.).

После окончания Великой Отечественной войны Александр Евгеньевич Голованов продолжил военную службу в Вооруженных силах СССР. С 1946 по 1948 гг. он успешно командовал Дальней авиацией СССР. На воздушном параде 18 августа 1947 г. в г. Москве командующий Дальней авиацией А.Е. Голованов лично возглавил отряд серийных бомбардировщиков Ту-4. В последующем он попал в опалу, как и многие другие советские военачальники, в мае 1948 г. был освобожден от занимаемой должности, с направлением в распоряжении военного министра СССР с привлечением к работе по заданиям авиации.

В книге «Судьбы генеральские». Высшие командные кадры Красной Армии в 1940-1953 гг.», изданной в городе Иркутске в 2000 году Издательством Иркутского университета, историк И.И. Кузнецов так пишет об этом: - «…Жертвами репрессий в 1946-1947 гг. стали также многие другие авиационные военачальники. Были арестованы, осуждены, сняты с постов или уволены в отставку, несправедливо понижены в должности и званиях командующий авиацией дальнего действия Главный маршал авиации А.Е. Голованов, начальник Главного управления гражданского воздушного форта маршал авиации Ф.А. Астахов, первый заместитель командующего ВВС маршал авиации Г.А. Ворожейкин…Были полностью обезглавлены советские Военно-воздушные силы. Таких потерь не было даже в Великой Отечественной войне, которая продолжалась почти четыре года…».

В 1949 г. Главный маршал авиации А.Е. Голованов с отличием окончил Высшие стрелково-тактические Краснознаменные курсы усовершенствования офицерского состава пехоты «Выстрел» Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова, а в 1952 г. с отличием и золотой медалью окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова (военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР).

В 1952-1953 гг. он успешно командовал 15-м гвардейским воздушно-десантным корпусом, штаб которого размещался в г. Пскове, из отстающих, вывел его в число лучших.

После смерти И.В. Сталина Главный маршал авиации Голованов А.Е. снова попал в опалу, в июле 1953 г. был освобожден от занимаемой должности, с зачислением в распоряжении военного министра СССР, с последующим увольнением 23.11.1953 г. с военной службы в запас (по болезни) с правом ношения военной формы одежды с особыми отличительными знаками на погонах.

Александр Евгеньевич Голованов принимал активное участие в общественной работе, был членом ВЛКСМ (1923-1929), членом ВКП(б) с 1929 г., избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950), депутатом Псковского областного Совета депутатов трудящихся, членом пленума Псковского обкома КПСС и членом бюро Псковского горкома КПСС (1953), был участником Юбилейной сессии Академии Наук СССР, посвященной 220-летию Академии Наук (1945).

В середине 50-х годов А.Е. Голованов работал начальником экспедиции «Север-7», в 1955 г. участвовал в арктических экспедициях в качестве второго пилота самолета Ил-14, с 1958 по 1966 гг. успешно работал в г. Москве в Главном управлении ГВФ СССР заместителем начальника Государственного научно-исследовательского института Гражданской авиации СССР по летным испытаниям, участвовал в испытаниях самолетов Гражданской авиации СССР, много летал, принимал участие в развитии управления воздушным движением СССР. На пенсию Александр Евгеньевич ушел в 1966 г.

А в 56 лет он закончил двухгодичный вечерний факультет совершенствования дипломированных специалистов по иностранным языкам 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков, с профилем – английский и немецкий языки. В 60-х годах он несколько раз выезжал за границу во главе делегаций по линии Советского комитета ветеранов войны, его стали приглашать на приемы в посольства Болгарии, Югославии, Франции, и других стран, в т.ч. и на встречу с ветеранами авиаполка «Нормандия-Неман», с французскими летчиками.

Об иркутском периоде жизни Голованов Александр Евгеньевич всегда вспоминал с особым чувством, как и о тех пилотах и специалистах, с которыми ему пришлось работать. Неоднократно он приезжал в Иркутск, бывал в Братске.

В книге И.П. Дюбурга «В небе и на земле» заключительная глава называется «А.Е. Голованов - почётный гость Восточно-Сибирского управления гражданской авиации в Иркутске». Автор рассказал в ней и о том, что А.Е. Голованов дважды был в гостях у иркутских авиаторов: в 1963 и 1970 годах. На одной из встреч с авиаторами прославленный летчик и военачальник Голованов сказал: «…когда я был назначен начальником этого управления, мне удалось достичь успеха в течение года благодаря замечательному коллективу экипажей, инженеров, бортмехаников, авиатехников, замечательных ремонтников авиамастерских и многих других специалистов. Позднее я с благодарностью вспоминал об этих людях…Лучшие летчики Аэрофлота составили основу Авиации дальнего действия. Они проявили себя в тяжелейших битвах, особенно в начале войны. В чих числе – пять летчиков гражданской авиации из Иркутска удостоены звания Герой Советского Союза: Антон Шевелев, Ефим Парахин, Сергей Асямов, Павел Тихонов, Константин Кудряшов...».

В г. Москве семья старших Головановых в предреволюционные годы жила доме в Большом Власьевском переулке, с конца 20-х годов и до 1943 г., семья А.Е. Голованова жила в доме в Коптельском переулке, с 1943 по 1966 гг. - в знаменитом доме Советов - Правительства СССР на Набережной недалеко от Кремля, - в доме № 2 по улице Серафимовича, в котором после увольнения в 1953 г. Александра Евгеньевича с военной службы Головановы жили редко, переехали на построенную дачу на Истре недалеко от деревни Лопотово, после 1966 г. – Головановы жили и в Москве в доме на улице Сивцев Вражек.

В последние годы жизни А.Е. Голованов работал над написанием мемуаров «Записки командующего АДД. Воспоминания главного маршала авиации», в которых многие страницы он посвятил выдающимся полководцам, военачальникам СССР, его встречам и взаимоотношениям с Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами СССР И.В. Сталиным. В них он рассказал и о становлении, о боевых действиях Авиации дальнего действия (АДД), о сослуживцах, о героизме летчиков, о многих драматических эпизодах на фронтах и в Ставке Верховного Главнокомандования СССР, участником и свидетелем которых был он сам. Факты и события, изложенные А.Е. Головановым в мемуарах имеют большою общественную значимость, являются дополнительным источником для изучения героической эпопеи советского народа периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Главы из рукописи этих мемуаров Александр Евгеньевич показал писателю Михаилу Шолохову, который жил в г. Москве по соседству с «маршальским» домом на Сивцевом Вражке. Шолохов книгу Голованова высоко оценил, рекомендовал к печати. Отдельные главы этой уникальной книги были напечатаны в журнале «Октябрь» в 1969 - 1972 годах. Эти мемуары были изданы лишь в 1997 году, спустя более двадцати лет после смерти их автора. Воениздат выпустил мемуары А.Е. Голованова под названием «Записки командующего АДД». В полном объеме эта книга «А.Е. Голованов. Дальняя бомбардировочная…» была издана в 2004 г. в московском издательстве «ООО «Дельта НБ».

Голованов Александр Евгеньевич награжден правительственными наградами СССР - двумя орденами Ленина, тремя орденами Суворова I-й степени, тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями «За взятие Берлина», «За отвагу» и другими медалями СССР, награжден орденами иностранных государств – монгольским орденом «Красное Знамя I-й степени», польским орденом «Крест Грюнвальда I-й степени», а также награжден знаком «Отличник Аэрофлота», знаками «За безаварийный налет» 300 000 км. и 500 000 км. и другими наградами.

Александр Евгеньевич был хорошим семьянином. В многодетной семье Голованова Александра Евгеньевича (1904-1975) и Головановой (урожденной - Панюшевой) Тамары Васильевны (1910-1996) родилось 5 детей, - дочь Светлана (1934 г.р.), дочь Тамара (1938 г.р.), дочь Ольга (1945 г.р.), которые ныне здравствуют и проживают в г. Москве, и дочь Вероника (1943-2003), сын Святослав (1947-1996).

Из воспоминаний Головановой Светланы Александровны, дочери Главного маршала авиации А.Е. Голованова, опубликованных в книге «Главный маршал авиации Голованов: Москва в жизни и судьбе полководца» (2001): - «…Отец был человеком государственным, в полном смысле этого слова, он принадлежал народу, а не себе и своей семье. Последние годы и последние силы отец отдал книге воспоминаний («Записки командующего АДД», - в последующем издана и под названием «Дальняя бомбардировочная…» - прим. автора). С того момента, как он начал писать, книга стала смыслом его жизни…».

Из воспоминаний Головановой Ольги Александровны, дочери Главного маршала авиации А.Е. Голованова: - «…Он всю жизнь старался изучать все новое, разбираться во всем до мельчайших подробностей, везде стремился принести пользу людям и своей Родине. Он был романтиком и верил, что будет жить в прекрасном свободном обществе, где каждый человек будет счастлив…».

Из воспоминаний Головановой Тамары Александровны, дочери Главного маршала авиации А.Е. Голованова: - «…Отец считал, что самым большим государственным праздником является День Победы. «Без него не было бы и никаких других» - говорил он…Я думаю, что если бы отцу предложили выбрать себе жизнь тихую и спокойную, жизнь только для себя, или же ту, которую прожил он, то он выбрал бы эту – сложную, трудную и опасную. И все же, думаю, он был счастливым человеком, так как не только жил в то героическое время, но был активным участником всех событий и сделал все возможное для спасения и процветания своей Родины, которую беззаветно любил: «Родина у человека одна, и не дай Бог бросить в нее камень!».

Главный маршал авиации А.Е. Голованов скончался 22 сентября 1975 г., с воинскими почестями похоронен в г. Москве на Новодевичьем кладбище. Память о Главном маршале авиации СССР Александре Евгеньевиче Голованове сохраняется и поныне.

В честь Главного маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича его именем названы лицей в г. Москве, лицей № 3 в городе Дзержинский (Московская область), улицы в городах Москва и Нижний Новгород, в 1999 г. решением военного Совета Командования Дальней авиации России дальнему сверхзвуковому ракетоносцу-бомбардировщику ТУ-160 авиабазы «Энгельс» (Саратовская область) присвоено почетное наименование «Александр Голованов», в 2010 г. в г. Иркутске установлена мемориальная доска на здании Восточно - Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта (г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 97), в 2014 г. ГТРК «Иркутск» создан фильм «Наш маршал», по инициативе и ходатайству нашего иркутского Оргкомитета по проведению патриотической акции «Память жива», по ходатайству трудового коллектива и администрации МБОУ города Иркутска СОШ № 43, в 2017 г. имя Главного маршала авиации А.Е. Голованова присвоено МБОУ города Иркутска средней общеобразовательной школе № 43,

Оргкомитет по проведению патриотической акции «Память жива» инициировал празднование в Иркутске в 2014 г. 110-летия, а в 2019 г. – 115-летия со дня рождения Главного маршала авиации А.Е. Голованова, неоднократно выступал и в СМИ с инициативой, с коллективными письменными обращениями, ходатайствами о присвоении ему звания Героя России, которые поддержали многие граждане, иркутяне, ветераны, представители общественности, руководители организаций, учреждений города Иркутска, Иркутской области, Нижнего Новгорода, Смоленска, Главком ВВС России. Эти обращения в основном были переадресованы в Министерство обороны РФ, и далее в Главное управление кадров МО РФ, которое допустило волокиту, и, к сожалению, положительное окончательное решение вопроса по вышеуказанным ходатайствам в г. Москве затянулось, вопрос остался окончательно нерешенным.

Ранее, в 2011 г., москвичи, проживающие на улице маршала А.Е. Голованова в г. Москве, также инициировали присвоение Главному маршалу авиации А.Е. Голованову звания Героя Российской Федерации (посмертно). Но этот вопрос был заволокитчен в г. Москве и так и остался нерешенным…

В память о Главном маршале авиации СССР А.Е. Голованове Оргкомитетом по проведению патриотической акции «Память жива» в образовательных учреждениях и учреждениях культуры, здравоохранения города Иркутска, Иркутской области, и за их пределами, в 2014-2019 гг. проведены десятки мероприятий - тематические вечера, уроки мужества, встречи ветеранов с молодежью, фото и книжные выставки, показ фильмов, на Иркутском городском радиоканале проведен цикл радиопередач, изданы буклеты, в газетах опубликованы статьи, посвященные этому выдающемуся летчику, военачальнику, полководцу нашего Отечества.

Постоянная фотовыставка, посвященная Дальней авиации России, Главному маршалу авиации А.Е. Голованову, Герою Советского Союза, генерал-полковнику авиации, ветерану Дальней авиации, почетному гражданину города Иркутска В.М. Безбокову в городе Иркутске нашим Оргкомитетом открыта в 2014 г., и до настоящего времени работает в СОШ «Белая» поселка Средний Усольского района Иркутской области, в Иркутском областном клиническом госпитале ветеранов войн. Оргкомитетом организована и Книга отзывов об этой выставке, и по вопросу присвоения участнику Великой Отечественной войны, Главному маршалу авиации А.Е. Голованову звания Героя Российской Федерации (посмертно) и по другим направлениям сохранения Памяти о нем в г. Иркутске, в Иркутской области. Иркутяне и гости города Иркутска в Книгах отзывов оставили более 100 записей, отзывов, в которых благодарили организаторов выставки «Память жива» за организацию выставки и письменно ходатайствовали, поддержали инициативу иркутского Оргкомитета о присвоении Голованову Александру Евгеньевичу и звания Героя Российской Федерации (посмертно).

В память о Главном маршале авиации СССР А.Е. Голованове нашим Иркутским Оргкомитетом по проведению патриотической акции «Память жива» в образовательных учреждениях и учреждениях культуры, здравоохранения города Иркутска, Иркутской области, и за их пределами, в 2014-2019 гг. проведены тематические вечера, уроки мужества, встречи ветеранов с молодежью, фото и книжные выставки, показ фильмов, на Иркутском городском радиоканале проведен цикл радиопередач, изданы буклеты, в газетах опубликованы статьи, посвященные этому выдающемуся летчику, военачальнику, полководцу нашего Отечества.

В 2015 году праздновалось 90-летие Иркутского аэропорта, в развитие которого внес вклад и Голованов Александр Евгеньевич. Оргкомитет по проведению патриотической акции «Память жива» инициировал присвоение Голованову Александру Евгеньевичу почетного звания «Почетный гражданин города Иркутска» (посмертно), присвоение его имени одной из улиц, одному из скверов города Иркутска, образовательным учреждениям города Иркутска, Иркутской области, установление в г. Иркутске Главному маршалу авиации А.Е. Голованову бюста. Эти инициативы поддержали, поддерживают граждане, ветераны, представители общественности, руководители организаций, учреждений города Иркутска, Иркутской области. Но основной вопрос так и остался нерешенным…

В рамках проекта «Прогулки по старому Иркутску», инициированному и успешно проводимому президентом клуба молодых ученых «Альянс» (г. Иркутск) А.В. Петровым, для иркутян и гостей города Иркутска я провел такое мероприятие, Прогулки в г. Иркутске в мае 2016 г. по Главному маршалу авиации СССР Александру Евгеньевичу Голованову, по местам, связанным с его жизнью, работой, пребыванием в г. Иркутске. Была издана специальная открытка по этому мероприятию и Альманах «Прогулки по старому Иркутску» с материалами по Главному маршалу авиации А.Е. Голованову.

Присвоение в 2017 году МБОУ г. Иркутска СОШ № 43 почетного наименования - имени Главного маршала авиации Голованова Александра Евгеньевича, - событие историческое, знаменательное, и не только для города Иркутска, но для Иркутской области, для России. Оно прошло в год 75-летия образования Авиации дальнего действия (инициатором создания и командующим которой был Голованов Александр Евгеньевич), 80-летия Иркутской области, 105-й годовщины Военно-воздушных сил России, было приурочено и к празднованию 72-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

На празднование в мае 2017 г. присвоения этой иркутской школе № 43 имени Главного маршала авиации А.Е. Голованова из Москвы в Иркутск при поддержке администрации г. Иркутска прилетала Александра Евгеньевна Голованова – внучка этого Главного маршала авиации. Торжественный митинг по этому историческому событию прошел в городе Иркутске 12 мая 2017 г. с участием и ветеранов военной службы, Дальней авиации, гражданской и военной авиации, военнослужащих авиагарнизона «Белая» Дальней авиации России, учащихся и учителей СОШ № 43, юнармейцев, представителей администрации г. Иркутска и ветеранских организаций.

Имя Главного маршала авиации А.Е. Голованова включено в число 52-х выдающихся полководцев и военачальников нашего Отечества, о которых к 70-летию Великой Победы в 2015 г. в г. Москве Фондом Памяти полководцев Победы издана уникальная книга «Имена Победы».

Имя и фотографии Главного маршала авиации А.Е. Голованова, и другие материалы о нем, включены в изданный в г. Иркутске в 2018 г. к 80-летию Иркутской области (2017) информационно-художественный фотоальбом «Я Сибирской породы» (основной автор-составитель В.Г. Харионов), в котором есть и разделы «Знаменательные даты» и «Иркутяне в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», автором которых является Н.Ф. Кустов, автор этого очерка.

В 2019 г. отмечается и 105-летие Дальней авиации России, в 2020 г. будет праздноваться 75-летие Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне (1941-1945), 75-летие Парада Победы на Красной площади в Москве (1945), 75-летие окончания II Мировой войны, 95-летие Иркутского аэропорта, с историей которых связана жизнь, служба, работа летчика и полководца нашего Отечества А.Е. Голованова. Россия, Иркутская область, Иркутск, мы – помним о Героях Великой Отечественной войны, о Героях нашего Отечества, каким является и Главный маршал авиации Александр Евгеньевич Голованов.

Память не подвластна времени, Память сильнее времени, Память жива…

Кустов Николай Федорович - председатель Оргкомитета по проведению

патриотической акции «Память жива», ветеран военной службы,

в/ч 15580, Дальней авиации России, капитан в отставке,

один из биографов Главного маршала авиации А.Е. Голованова

Фото автора, из архива автора и семьи А.Е. Голованова

12.12.2019, Иркутск

Литература:

Главный маршал авиации Голованов //Мосгорархив, 2001.- С.456. : ил.

Голованов А. Е. Дальняя бомбардировочная…- М.: ООО «Дельта МБ». - 2004, С. 349.

Дюбург, И. П. В небе и на земле. Иркутск, 1995. – 176 с., ил.

Быстров, А. А. Из прошлого в будущее. Исповедь и размышления инженера Дальней авиации // Первым делом – самолёты. – М., 2009

Кузнецов, И. И. Судьбы генеральские. Высшие командные кадры Красной Армии в 1940 – 1953 гг. – Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 2000. – 466 с.

Решетников, В. В. Мы – «дальники»! На бомбардировщике сквозь зенитный огонь. – М.: Яуза: Эксмо, 2013.

Баранов, Ю. И. Иркутский маршал // Сибирь. – 2010. – № 3. - С. 121 – 128.

Кустов, Н. Иркутский след воздушного мастера // Байкальские вести. – 2014. – № 35 (11 – 17 авг.) – С. 8.

Кустов, Н. Маршал военного неба // Байкальские вести. – 2014. – № 37 (18 – 24 авг.) – С. 10.

Кустов, Н. Александр Голованов: годы после войны // Байкальские вести. – 2014. – № 38 (25-31 авг.) – С. 10.

Кустов, Н. Высоты маршала Голованова // Мои года. – 2014. – 16.08 – 23. 08. – С. 9.

Кустов, Н. Крылья Родины. Память жива // Байкал-61. – 2014. – № 7-8 (июль – авг.) – С. 6.

Кустов, Н. Легендарный маршал авиации Александр Голованов // Иркутское небо. 2014. – № 8. – С. 3.

Кустов, Н. Он оставил свой добрый след в Иркутске // Приангарье. – 2014. – № 37 (12 авг.) – С. 4.

Кустов, Н. Иркутск гордится командармом Дальней авиации // Сибирь. – 2015. – № 1. - С. 203 – 206.

Кустов, Н. Александр Голованов: иркутские страницы // Байкальские вести. – 2019. – № 41 (1106), 12-18 августа 2019 года. С. 6-7.

Кустов, Н. Александр Голованов: иркутские страницы // Байкальские вести. – 2019. – № 42 (1107), 19-25 августа 2019 года. С. 6-7.

Кустов, Н. Памяти крылатого маршала // Мои года. – 2019. – № 34 (871) 16 августа 2019 г. – С. 6-7.

Кустов, Н. Главный маршал авиации Александр Голованов // Прогулки по старому Иркутску, альманах. – 2020. – № 1(5). С. 61-82.

Copyright ©2005 "Армия и Флот"