«АРМИЯ и ФЛОТ»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• Способствовать единению общества, культуры и армии России.
• Способствовать всестороннему взаимному ознакомлению и единению различных родов войск Вооруженных Сил России.
• Дать широкий простор мысли, направленной на благо армии и флота.
• Пробуждать интерес к военному делу и военной истории России.
• Отражать состояние дел в военно-промышленном комплексе России.
• Содействовать сохранению и развитию военно-исторического, историко-культурного, государственного наследия и безопасности России.
• Знакомить с положением военного дела за рубежом.

Пушка Лендера — памятник морякам-десантникам Черноморского Флота

В дни празднования 65-ти летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, в районе станицы Тамань на косе Тузла на постамент встала пушка Лендера, поднятая со дна Черного моря. Боевое орудие стало памятником марякам-десантникам, погибшим во время Керченско-Эльтингенской операции, проходившей 31 октября – 11 декабря 1943 года.

Пушка была установлена на бронекатере проекта 1124, который участвовал в операции. Катер обнаружила в 2006 году в Керченском проливе в районе рифа Паногия подводно-архиологическая экспедиция «Тамань», организованная Тольятинским клубом подводной деятельности.

Десантный катер был разбит прямым попаданием авиабомбы и поэтому можно было поднять только пушку системы Лендера, которая устанавливалась на катерах проекта 1124. Подъем пушки осуществил южный филиал ГОСАКВОСПАСА МЧС РФ при помощи «Тамантнефтегаза».

Керченско-Эльтингенская операция началась 31 октября 1943 года вечером с посадки десантных войск на корабли и суда. Однако из-за сильного шторма десант 56-й армии не смог высадиться своевременно.

Десант 18-й армии 1 ноября 1943 года скрытно высадился в районе Эльтигена и захватил плацдарм до 5 км по фронту и до 2 км в глубину.

Воспользовавшись тем, что противник сосредоточил основные силы для борьбы с десантом 18-й армии, Азовская военная флотилия в ночь на 3 ноября высадила северо-восточнее Керчи десант 56-й армии, который к 12 ноября захватил плацдарм на участке от АЗОВСКОГО моря до предместья Керчи.

К 4 декабря 1943 года на плацдарм было переправлено 75 тыс. человек, 769 орудий и миномётов, 128 танков, 7180 т. боеприпасов и большое количество других грузов. Противник спешно стал перебрасывать на Керченский полуостров из района Перекопа резервы и подкрепление, предпринял сильные контратаки, стремясь сбросить десант в море, однако войска 56-й армии закрепились и смогли удерживать плацдарм до начала Крымской операции 1944 года.

Несмотря на общее превосходство Черноморского флота и Азовской флотилии над отдельными морскими частями Германии и Италии, базируемых в Крыму, немецкому командованию удалось обеспечить практически полную морскую блокаду Эльтигенского десанта, сосредоточив на этом участке превосходящие силы.

Немецкий надводный флот в данном районе, имеющий в своём составе в основном быстроходные десантные баржи, вооружённые двумя зенитными орудиями крупного калибра 75 мм и 88 мм и двумя-четырьмя зенитными автоматами среднего калибра 20 мм и 37 мм, превосходил по огневой мощи и количеству группировку советских сторожевых и торпедных катеров.

Применение же крупных боевых кораблей ЧФ в узком и мелководном керченском проливе полностью исключалось из-за минной опасности и угрозы атак с воздуха.

По данным штаба десанта безвозвратные потери ЧФ с 1 ноября по 6 декабря 1943 года составили 93 плавединицы: 5 в боях с быстроходными десантными баржами противника, 41 от артиллерийского огня береговых батарей, 24 во время шторма, 13 подорвались на минах, 7 потоплены авиацией и 3 по неизвестным причинам.

Краткая история Бронекатеров такова. В октябре 1932 г. Ленречсудопроект закончил проектирование большого бронекатера проекта 1124. Главным конструктором проекта был Ю.Ю. Бенуа —единственный инженер в известной семье художников. Бронекатер должен был иметь малую осадку и должен был вписываться в железнодорожные габариты СССР при транспортировке по железной дороге на открытой платформе. Среднюю часть корпуса БКА занимала бронированная цитадель. Там размещались подбашенные отсеки с боезапасом, машинное отделение, топливные баки, радиорубка. Топливные баки прикрывались двойной защитой (14 мм) два броневых листа склепывались между собой. Броневые листы служили палубой и броневой наружной обшивкой, опускаясь на 200 мм ниже ватерлинии, таким образом, конструкции цитадели одновременно обеспечивали и общую прочность корпуса.

Над цитаделью в броневой боевой (ходовой) рубке располагался пост управления кораблем. Связь с машинным отделением осуществлялась при помощи переговорной трубы и машинного телеграфа, а с артиллерийскими и пулеметными башнями посредством телефона (на кораблях постройки военных лет).

Бронекатер проекта 1124 имел девять водонепроницаемых поперечных переборок, во всех переборках имелись люки, что обеспечивало проход в любой отсек без опасного во время боя появления на палубе. Наличие люков в переборках нарушало хрестоматийное правило проектирования боевых кораблей, однако, как показал опыт боев, было полностью оправдано, все эти лазы располагались выше расчетной аварийной линии затопления и закрывались водонепроницаемыми крышками, на траверзах цитадели — броневыми.

Конструкция корпуса была смешанной: броневая часть делалась клепаной, остальная — сварной. Все детали сварных конструкций соединялись встык. Набор и броня приклепывались, а обшивка вне цитадели приваривалась.

Чтобы обеспечить малую осадку, корпуса сделали практически плоскодонными с вертикальными бортами. Это исключило необходимость гнуть броневые листы и очень упростило технологию.

Для обоих типов катеров характерен плавный подъем килевой линии в носу. Это позволяло катеру подходить носом к берегу почти впритык, что значительно упрощало высадку десанта.

Жылые помещения имели высоту от настила пола до кромок подпалубного набора на бронекатере проекта 1124 около 1550 мм. Выпрямиться, встав во весь рост, было нельзя. Площадь самого большого 9-местного кубрика была меньше 14 м². Он был буквально забит рундуками и подвесными койками.

Палуба и борта изолировались крошеной пробкой. Вентиляция была естественной. Жилые отсеки отапливались горячей водой от системы охлаждения двигателей и имели естественное освещение (бортовые иллюминаторы с водонепроницаемыми крышками).

Бронекатер был оснащен двумя 76-миллиметровыми орудиями в танковых башнях и двумя пулеметами калибра 7.62 миллиметра.

На катерах противовоздушной обороны устанавливались два орудия системы Лендера.

Copyright ©2005 "Армия и Флот"