«АРМИЯ и ФЛОТ»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• Способствовать единению общества, культуры и армии России.
• Способствовать всестороннему взаимному ознакомлению и единению различных родов войск Вооруженных Сил России.
• Дать широкий простор мысли, направленной на благо армии и флота.
• Пробуждать интерес к военному делу и военной истории России.
• Отражать состояние дел в военно-промышленном комплексе России.
• Содействовать сохранению и развитию военно-исторического, историко-культурного, государственного наследия и безопасности России.
• Знакомить с положением военного дела за рубежом.

 

Бессрочно на службе Отечеству!

19 октября 2009 г. исполняется 95 лет человеку-легенде – Заслуженному военному штурману СССР, генерал-лейтенанту авиации Виктору Михайловичу Лавскому – ветерану военной службы, четырех войн XX столетия, летавшему в свое время практически на всех типах самолетов, где была предусмотрена кабина штурмана.

Юбиляр родился на Украине, в городе Макеевка Донецкой области. В 1930 г., в возрасте 16 лет, он начал трудовую деятельность рабочим вагонного депо, потом был наблюдателем на метеостанции, учился на рабочем факультете Днепропетровского железнодорожного института. В 1932 г. поступил в Днепропетровский институт железнодорожного транспорта.

В 1933 г. по призыву комсомола он добровольно вступил в Красную Армию. Учился на авиационном отделении Одесской пехотной школы, а в 1935 г. был переведен для дальнейшего обучения в Харьковскую летную школу по специальности «летчик-наблюдатель» (позже эта специальность стала называться «военный авиационный штурман»).

В 1936 г. состоялся выпуск из летной школы и лейтенант В.М. Лавский убыл в бомбардировочный полк под Смоленском для дальнейшего прохождения службы. Но долго служить ему там не пришлось.

«В 1937 г. после тренировочных полетов, – вспоминает Виктор Михайлович, – меня вызвали в штаб бригады: «Как вы смотрите на то, чтобы вас послали в государственную командировку?». Что я тогда мог ответить? Мне был всего 21 год. Конечно, я ответил «да»…

В Москве нас встретили на Хамовническом плацу, поселили в расположенных неподалеку казармах, выдали гражданскую одежду, сфотографировали и выдали новые паспорта с проставленными визами «Польша – Германия – Бельгия – Франция». У меня, как и у других, была легенда, согласно которой я работал метеорологом и за хорошую работу командирован советским правительством на Всемирную промышленную выставку в Париж. В Париже нас снова переодели, выдали новые паспорта, по которому я именовался Хулианом Дон Педро Валенсиано. В Тулузе посадили на самолет, доставивший нас в Барселону…».

В Испании советские добровольцы воевали на стороне республиканцев. В ожесточенных боях с франкистами самолет В.М. Лавского – скоростной бомбардировщик СБ – трижды сбивали, не раз он возвращался на аэродром изрешеченный пулеметным и зенитным огнем противника.

Бомбардировщик СБ.
В небе Испании он летал без звезд

В ту гражданскую войну в небе Испании погиб каждый четвертый летчик. На обелиске, который установлен в Мадриде в память о советских интернационалистах, высечено 198 фамилий.

Лейтенант В.М. Лавский совершил 96 боевых вылетов, в том числе 36 – на разведку. На родину он возвратился в феврале 1938 г., имея за плечами бесценный боевой опыт. За мужество и отвагу, проявленные в боях в испанском небе, отважный летчик-штурман был награжден двумя орденами Боевого Красного Знамени.

Кстати, спустя 70 лет В.М. Лавский на одной из встреч ветеранов-интербригадовцев сказал, что все добровольцы в годы Гражданской войны 1936-1939 гг., в том числе и из Советского Союза, приехали в Испанию исключительно для оказания помощи законным ее властям. «Сейчас появилось много тех, кто желал бы переписать историю. А мы прибыли туда, чтобы защитить демократию, бороться против мятежников и их союзников. И мыслей иных, об установлении, например, марксистского режима, как некоторые пытаются доказать, у нас не было. Мы сражались с фашизмом, за свободу Испании...».

В 1939 г. В.М. Лавский стал слушателем штурманского факультета Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского. В период учебы он в должности штурмана авиаэскадрильи участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг., совершив над полями сражений и территорией противника 21 боевой вылет.

Слушатели академии капитаны В. Лавский и В. Маяцкий, 1940 г.

Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. В.М. Лавский начал капитаном, а закончил полковником. Воевал на Юго-Западном, Сталинградском и 4-м Украинском фронтах в должностях штурмана авиаполка ближних бомбардировщиков Су-2, главного штурмана маневренной авиагруппы фронта, старшего штурмана истребительной авиадивизии 8-й воздушной армии, заместителя главного штурмана и начальника отдела штаба 8-й воздушной армии. Несмотря на то, что служба его в то время проходила в основном в штабах, он совершил более 30 боевых вылетов.

За боевые полеты и штурманскую подготовку боевого применения авиации в первые дни войны, а также в период битвы за Сталинград, при освобождении Севастополя и Чехословакии В.М. Лавский был награжден соответственно орденом Красной Звезды, тремя орденами Боевого Красного Знамени и несколькими медалями.

В августе 1945 г., в период краткосрочной Советско-японской войны, полковник В.М. Лавский участвовал в разгроме японской Кватунской армии в должности начальника отдела штурманской службы в штабе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. В тот период он занимался организацией переброски войск и авиатехники с запада на восток, разрабатывал планы нанесения авиаударов по японским войскам, которые были блестяще реализованы советскими летчиками. «Наш ответ за Цусиму 1905 года!» – не то в шутку, не то всерьез говорили авиаторы.

В послевоенное время полковник В.М. Лавский в течение пяти лет был начальником отдела штурманской службы Главного штаба ВВС. В 1950 г. его как опытного специалиста назначили главным штурманом военной авиации экспедиции «Север-5». Тогда в условиях резкого обострения внешнеполитических отношений между социалистической и капиталистической системами этой экспедиции предстояло выполнять сложнейшие задачи, связанные со строительством аэродромов на дрейфующих льдах Арктики с перспективой использования их боевой авиацией в случае острой необходимости.

В то время политическое и военное руководство СССР обоснованно считало, что Центральный полярный бассейн мог стать одним из главных театров военных действий при развязывании третьей мировой войны. Но боевых межконтинентальных ракет тогда в нашей стране еще не было, а советские самолеты могли долететь до территории США только из района Северного полюса. Для этого необходимо было иметь как минимум четыре ледовых аэродрома «подскока».

Около трех месяцев полковник В.М. Лавский провел в высоких северных широтах: при температуре под -45°С он выбирал места для приполярных аэродромов, обучал экипажи, обеспечивал посадку самолетов в сложнейших физико-географических и метеорологических условиях. В Арктике отрабатывали учебно-боевые задачи как бомбардировщики, так и истребители, выполнявшие роль самолетов прикрытия. Там вблизи полюса от летного состава требовалась высокая штурманская подготовка, в деле совершенствования которой была немалая заслуга В.М. Лавского. За выполнение этого уникального и ответственного правительственного задания он был удостоен шестого ордена Боевого Красного Знамени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Н.М. Шверник вручает орден Боевого Красного Знамени полковнику В.М. Лавскому, начало 1950-х гг.

В 1950 г. полковник В.М. Лавский поступил в Академию Генерального штаба Советской армии им. К.Е. Ворошилова, а после ее окончания с 1952 г. по 1971 г. служил в должностях главного штурмана – начальника управления Войск ПВО Приграничной линии, главного штурмана 10-й воздушной армии, главного штурмана ВВС – начальника управления Главного штаба ВВС. На этих ответственных постах он руководил и непосредственно участвовал в разработке навигационного оборудования, различных наставлений и справочников, среди которых наибольшую известность получили «Карманный справочник авиационного штурмана», М., 1952 г. и «Авиационный справочник (для летчика и штурмана)», М., 1964 г., занимался подготовкой штурманов и летчиков. Приходилось решать и другие зачастую нестандартные задачи.

«Для успешного выполнения боевых задач очень важно было знать каждому экипажу, штабу, командному пункту авиачасти круглосуточно точное время, – вспоминает В.М. Лавский. – Ведь авиабомбы в случае необходимости надо было сбрасывать с самолетов в разных местах одновременно. Однако во время тренировок случались неувязки: на полигоне часы показывали одно время, а у штурмана бомбардировщика другое. Часы, конечно, предварительно сверялись и не раз, но этого было явно недостаточно: эталоном чаще служили командирские часы, поскольку точных хронометров в ВВС не было, а государственное радио передавало сигналы времени только три раза в сутки и то не для всей территории Советского Союза. Между тем в США, Великобритании и в некоторых других странах эта поверка давно выполнялась ежечасно. Однако изменить порядок подачи радиосигналов точного времени в СССР мог только ЦК КПСС.

В связи с этим в 1957 г. я в должности главного штурмана ВВС – начальника управления Главного штаба ВВС добился, чтобы меня и моего заместителя принял заведующий отделом ЦК КПСС, курирующий это направление. Но тот, выслушав мой доклад, категорически отказал. «Так что же, – сказал я, – наши летчики и полигонщики теперь вынуждены будут слушать радио капиталистических стран и по нему сверять наши часы?». Повернувшись кругом, мы направились на выход и уже у двери услышали: «Полковник, стойте... Ну зачем вы так...». Было видно, что важный партаппаратчик не ожидал такого ответа, после которого его мнение разом изменилось на противоположное.

Спустя некоторое время по всей территории СССР стали ежечастно передаваться радиосигналы точного времени – теперь уже привычные шесть звуковых точек, отмечающие соответственно 55-ю, 56-ю, 57-ю, 58-ю, 59-ю и 60-ю секунду, где последняя является концом текущего часа...».

В 1958 г. В.М. Лавскому было присвоено очередное воинское звание генерал-майор авиации.

Генерал-майор авиации В.М. Лавский, 1958 г.

В 1960 г. он был назначен членом экспертной комиссии по изучению карт, фотопленки и других материалов, обнаруженных среди остатков самолета-шпиона «Локхид У-2», сбитого советскими ракетчиками 1 мая 1960 г. недалеко от Свердловска. Всестороннее и детальное изучение всех имеющихся материалов позволило экспертам прийти к выводу о том, что сбитый американский самолет являлся специально подготовленным воздушным разведчиком, «имевшим задачу пересечь территорию Советского Союза от района Памира до Кольского полуострова в целях разведки военных и промышленных объектов, экономически важных районов нашей страны с помощью их фотографирования...».

В 1965 г. В.М. Лавский стал вторым в нашей стране кавалером вновь учрежденного почетного звания и нагрудного знака «Заслуженный военный штурман СССР».

С 1971 г. и до увольнения в запас в 1974 г. генерал-лейтенант авиации В.М. Лавский служил в должности начальника штурманского факультета Военно-воздушной инженерной академии, занимался разработкой учебных программ и планов, организацией обучения и воспитания слушателей.

В запасе, а затем и в отставке Виктор Михайлович не расставался с любимым делом: он в течение 15 лет работал начальником отдела и старшим научным сотрудником в управлении воздушным движением Аэрофлота, защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата военных наук, разработал ряд руководящих документов и пособий по штурманскому делу, был избран профессором Академии военных наук.

Генерал-лейтенант В.М. Лавский, 2009 г.

Виктор Михайлович более 35 лет активно участвует в ветеранском движении, возглавляя Межрегиональную общественную организацию инвалидов войн и военной службы России, Ассоциацию советских добровольцев в Испании, будучи членом Российского комитета ветеранов войны и военной службы. Он также вносит весомую лепту в военно-патриотическое воспитание воинов и гражданской молодежи, поддерживает связь с товарищами по оружию, дружеские контакты с ветеранами-антифашистами Испании, США, Великобритании и многих других стран, с которыми довелось вместе сражаться против общего врага.

Заслуги генерал-лейтенанта В.М. Лавского перед Отечеством отмечены высокими государственными наградами. Кроме шести орденов Боевого Красного Знамени, он награжден тремя орденами Отечественной войны, четырьмя орденами Красной Звезды, орденом Почета, многими отечественными и иностранными медалями.

В 2004 г. Патриарх Всея Руси Алексий II в связи с 90-летием со дня рождения наградил его орденом Преподобного Святого Князя Московского Даниила, а в 2008 г. в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя он был удостоен Специальной Национальной Премии «КРЕМЛЕВСКИЙ ГРАНДЪ – 2008» в области оборонно-промышленного комплекса и обеспечения безопасности на территории Российской Федерации.

Конечно, в этой небольшой статье не просто было рассказать о долгой, насыщенной жизни и военной службе нашего легендарного соотечественника генерал-лейтенанта авиации Виктора Михайловича Лавского,одного из тех, на которых держалась и держится оборонная мощь нашей Великой Страны. Тем не менее, автор постарался осветить в ней главные вехи многогранной деятельности уважаемого юбиляра. Важно отметить, что при работе над статьей большую информационную и консультативную помощь автору оказал председатель Президиума общероссийской общественной организации «Совет ветеранов Воздушно-Десантных Войск России» генерал-майор В.А. Данильченко, которому он выражает искреннюю благодарность и глубокую признательность.

Полковник В.В. Глушков –
доктор географических наук, доктор технических наук,
профессор, член Союза журналистов России

Copyright ©2005 "Армия и Флот"