«Армия и Флот»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• Способствовать единению общества, культуры и армии России.
• Способствовать всестороннему взаимному ознакомлению и единению различных родов войск Вооруженных Сил России.
• Дать широкий простор мысли, направленной на благо армии и флота.
• Пробуждать интерес к военному делу и военной истории России.
• Отражать состояние дел в военно-промышленном комплексе России.
• Содействовать сохранению и развитию военно-исторического, историко-культурного, государственного наследия и безопасности России.
• Знакомить с положением военного дела за рубежом.

 

Республика Беларусь – суверенное независимое государство, проводящее многовекторную, миролюбивую политику. Гарантом независимости и территориальной целостности суверенной Беларуси выступают ее Вооруженные Силы.


Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил - первый заместитель
Министра обороны Республики Беларусь
генерал-лейтенант С.П.Гурулев

Белорусская армия занимает достойное место в системе национальных приоритетов нашего государства. Это способствовало проведению фундаментальных преобразований в ее структуре, комплектовании, оснащении и системе профессиональной подготовки личного состава.
Создание мобильной высокопрофессиональной армии, обеспечивающей гарантированную вооруженную защиту государства в любых условиях обстановки, является главной целью строительства и развития Вооруженных Сил Республики Беларусь.
В основу строительства национальных Вооруженных Сил положены выводы из прогноза динамично развивающейся военно-политической обстановки в регионе, анализа трансформации форм, способов ведения вооруженной борьбы, степени возможных военных угроз, а также реальные экономические возможности государства.
История строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь начинается со дня провозглашения Республикой Беларусь своей независимости.
После распада Советского Союза и обретения в 1992 году государственной самостоятельности нашей республике досталось внушительное наследство – войска Краснознаменного Белорусского военного округа (БВО).
Это была ударная группировка войск Советского Союза на западном направлении. В составе 5 армий (28-я общевойсковая, 5-я и 7-я танковые, 26-я воздушная и 2-я ПВО) насчитывалось 1410 воинских формирований штатной численностью более четверти миллиона человек.

 


Концентрация войск в республике являлась самой высокой на европейском континенте (график 1) – один военнослужащий приходился на 43 человека гражданского населения (2,3 %). Для сравнения: в Украине – на 98 (1 %), в Казахстане – на 118 (0,8 %), в России – на 634 человека (0,2 %). Содержать такую группировку войск было не только бессмысленно, но и не по силам молодому государству. Поэтому становление нацио-нальных Вооруженных Сил пришлось начи-нать со значительных сокращений численно-сти войск, сил и средств.
За период с 1992 по 2000 год численность личного состава была сокращена более чем в два раза. Армии бывшего БВО преобразованы в армейские корпуса, дивизии – в отдельные бригады батальонного состава, созданы базы хранения вооружения, техники и материальных средств. В 1995-1996 годах подготовку офицерских кадров тактического и оперативно-тактического звена начала Военная академия. При комплектовании войск стал применяться территориальный принцип. Наряду со службой по призыву, ряд должностей солдат и сержантов стал замещаться военнослужащими, проходящими службу по контракту.
Однако из-за отсутствия концептуальных подходов и недостаточной системности в планировании мероприятий строительства проведенные в то время организационные мероприятия имели незавершенный характер. Система управления Вооруженными Силами, их состав и структура требовали дальнейшего совершенствования и приведения в соответствие современным требованиям. Серьезную озабоченность вызывал низкий уровень укомплектованности Вооруженных Сил младшими офицерами и прапорщиками, специалистами, определяющими боеспособность войск. Выделяемые финансовые средства не обеспечивали полностью содержание армии, не говоря уже о дальнейшем ее развитии.
Учитывая данные факторы, в начале 2001 года было принято решение о завершении реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь. Основываясь на новой редакции Концепции национальной безопасности Республики Беларусь и новой редакции Военной доктрины Республики Беларусь, были разработаны и утверждены Указами Президента Республики Беларусь Концепция строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2010 года, Программа завершения реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь на 2001 ? 2005 годы, План строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь до 2006 года.
Практическая реализация мероприятий этих документов позволила решить ряд важных задач для национальных Вооруженных Сил.
Во-первых. Усовершенствована система управления Вооруженными Силами.


Схема 1. Реорганизация органов военного управления

В рамках решения этой задачи проведена реорганизация центральных органов военного управления (схема 1). В результате построена принципиально новая рациональная и эффективная система взаимоотношений и взаимодействия Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил с другими республиканскими органами государственного управления по вопросам обеспечения военной безопасности страны.


Схема 2. Совершенствование системы управления Вооруженными Силами

Созданы командования видов Вооруженных Сил (схема 2), оперативные и оперативно-тактические командования на оперативных направлениях.
Создается мно-гоуровневая автома-тизированная система управления Воору-женными Силами. В ходе выполнения этой задачи заверше-на разработка и при-няты на вооружение комплексы средств автоматизации ЦКП, командного пункта оперативно-тактичес-кого командования ВВС и войск ПВО, командных пунктов авиационных баз и пункт управления и наведения истребительной авиации, внедрение которых позволило существенно повысить эффективность управления силами и средствами ВВС и войск ПВО.
Планово осуществляется обеспечение войск современными средствами электронно-вычислительной техники, защиты информации, развиваются локальные вычислительные сети, электронные базы данных.
В интересах обеспечения военной безопасности Союзного государства выполнен комплекс работ по созданию объединенной системы управления войсками (силами) региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации.
Новая система управления проверена в ходе подготовки Вооруженных Сил, а также на учениях, таких как «Березина-2002», «Чистое небо-2003», «Щит Отечества-2004», «Щит Союза-2006».
Созданная система управления обеспечивает эффективное руководство войсками как в мирное, так и в военное время.
Во-вторых. Качественно изменены и оптимизированы структура и состав Вооруженных Сил.
Наряду с переходом на двувидовую структуру (Сухопутные войска и ВВС и войска ПВО) большие изменения претерпела структура самих видов Вооруженных Сил.
Созданы системы информационного обеспечения и территориальной обороны, заложена основа для формирования единой системы материального обеспечения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.
Численность Вооруженных Сил приведена в соответствие с рациональными показателями объективной достаточности для обороны и экономическими возможностями государства, а организационно-штатные структуры соединений и воинских частей – в соответствие с решаемыми задачами (график 2).


График 2. Динамика изменения численности Вооруженных Сил

Структура (схема 3), боевой и численный состав Вооруженных Сил в настоящее время отвечают стратегическому замыслу ведения обороны государства и экономически рациональны для содержания Вооруженных Сил в мирное время.


Схема 3. Структура Вооруженных Сил

В-третьих. Обеспечено повышение боевого потенциала Вооруженных Сил и прежде всего за счет развития вооружения и техники.
Наш собственный оборонный сектор экономики и наш научный потенциал обеспечивают разработку и производство продукции военного назначения, а также модернизацию образцов вооружения и военной техники на уровне мировых стандартов по таким направлениям, как автоматизированные системы управления войсками, оружием и средствами радиоэлектронной борьбы; оптические и оптико-электронные средства; колесная транспортная база для мобильных систем оружия и специальной инженерной техники; специальные электронные средства и радиоматериалы; специальная дозиметрическая и радиоизмерительная техника.
Научно-технические приоритеты белорусского ВПК – производство конкурентоспособной продукции двойного назначения. В настоящее время активно развиваются радиоэлектронная отрасль, приборостроение, системы и средства информационных и оптоэлектронных технологий, измерений, телекоммуникаций и связи.
Сегодня в войска внедряются ряд автоматизированных систем управления войсками и оружием. Разработаны современные прицелы для стрелкового оружия. Активно проводятся работы по модернизации БМП и БТР, авиационной техники.
С созданием Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь, определены перспективы более широкого использования возможностей предприятий отечественной промышленности для проведения ремонта и модернизации ВВТ, в первую очередь авиационной техники, средств ПВО, радиоэлектронных средств.
Сегодня созданы условия не только для модернизации техники и вооружения, но и их приобретения. В ВВС и войсках ПВО создана учебная эскадрилья, на вооружение которой поступили учебные самолеты Л-39. В целях развития единой системы ПВО осуществлено перевооружение зенитной ракетной бригады ВВС и войск ПВО зенитными ракетными комплексами С-300, поступившими из Российской Федерации на основе двустороннего договора между нашими государствами.
В-четвертых. Созданы условия для обеспечения высокой профессиональной подготовленности военных специалистов, в том числе военно-обученного резерва.
Основной целью реформирования системы военного образования стало создание оптимальной непрерывной, многоуровневой системы подготовки офицерских кадров, интегрированной в систему государственного образования.
Сегодня в республике подготовка военных кадров осуществляется в учреждении образования «Военная академия Республики Беларусь», на шести военных факультетах и пяти военных кафедрах гражданских высших учебных заведений.
30 августа 2006 года в Военной академии Республики Беларусь был открыт факультет Генерального штаба. Его открытие позволяет иметь собственную систему подготовки военных кадров высшей квалификации, осуществлять подготовку должностных лиц государственных органов управления в области обороны и обеспечения безопасности государства. Ранее подготовка военнослужащих Республики Беларусь стратегического звена управления осуществлялась только в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что за период с 1998 – 2006 годы в соответствии с совместной «Программой подготовки белорусских военнослужащих в военно-учебных заведениях Министерства обороны Российской Федерации на период 1998 – 2008 годы», утвержденной постановлением Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России от 10 июня 1998 г. № 2, в вузах Министерства обороны Российской Федерации прошли обучение более 600 белорусских военнослужащих, из них: более 300 офицеров с высшим военным образованием и более 200 офицеров с высшим военно-специальным образованием. В настоящее время белорусские военнослужащие обучаются в двадцати семи вузах Министерства обороны Российской Федерации.
В ВВС и войсках ПВО значительно улучшена система летной подготовки. Создание учебной эскадрильи позволило проводить весь цикл подготовки боевых летчиков непосредственно на территории республики.
Использование учебно-тренировочных самолетов Л-39 и комплексных авиационных тренажеров позволяет снизить расходы на начальную подготовку летчиков в 2,5 – 3 раза, сократить сроки освоения боевых самолетов и в целом подготовку к боевым действиям летного состава в 1,5 – 2 раза.
Уже есть практические результаты: впервые весь выпуск летчиков авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь получил квалификацию военных летчиков 3-го класса.
Завершена перестройка системы подготовки младших командиров и военных специалистов. По существу, создана система подготовки специалистов, подобная военному учебному заведению. На базе учебных полков 72 объединенного учебного центра созданы школы подготовки специалистов. При этом обеспечивающие функции легли на центры тылового и технического обеспечения. В результате повышено качество подготовки курсантов, исключен их отрыв от боевой подготовки.
С 2004 года подготовка младших командиров помимо объединенного учебного центра осуществляется на одиннадцати военных факультетах и кафедрах гражданских высших учебных заведений.
В-пятых. Обеспечено поддержание на высоком уровне морально-психологического состояния и воинской дисциплины.
В период завершения реформирования в Вооруженных Силах внедрена качественно новая система профилактики правонарушений, исключающая их сокрытие и обеспечивающая правовое поле для принятия командиром мер установленных законом. Это позволило более чем на 30 % снизить преступность, создать условия для предотвращения происшествий с гибелью людей при исполнении обязанностей военной службы. Количество таких происшествий с 2000 года сократилось в два раза.
Благодаря принятым руководством государства мерам по повышению престижа военной службы по сравнению с 2001 годом обеспечен рост укомплектованности офицерских должностей с 80 до 93 % (график 3), при этом укомплектованность первичных офицерских должностей повысилась с 45 до 78 %.


График 3. Динамика изменения укомплектованности должностей офицерского состава

Таким образом, результаты проведенных в Вооруженных Силах преобразований позволили создать условия для перехода от решения задач завершения их реформирования к дальнейшему планомерному строительству и развитию. Для этого Министерством обороны былы разработаны и в конце 2005 года утверждены Главой государства План строительства и развития Вооруженных Сил на очередной пятилетний период и Государственная программа вооружения на 2006 – 2015 годы.
Цель дальнейшего строительства и развития Вооруженных Сил – их перевод на новый качественный уровень, соответствующий инновациям в военном деле, поддержание их способности в любых условиях военно-политической и стратегической обстановки гарантировать стабильное развитие Республики Беларусь, не допустить перерастания военной опасности в военную угрозу, а в случае возникновения такой угрозы – адекватно реагировать на ее нарастание.
Для достижения этой цели спланировано решение ряда задач по повышению боевого потенциала Вооруженных Сил и наращиванию эффективности подготовки органов управления, войск и военных кадров.
Учитывая произошедшие изменения в характере развязывания и ведения современных войн и военных конфликтов, формах и способах применения в них группировок войск (сил), приоритеты в строительстве и развитии Вооруженных Сил Республики Беларусь отданы силам и средствам разведки, РЭБ, связи, ПВО, силам специальных операций.
Все шаги в направлении строительства и развития Вооруженных Сил мы исследуем и выверяем экспериментально в ходе учений и тренировок. Именно учения сегодня являются наиболее экономичным, оптимальным и рациональным путем строительства эффективной военной организации государства.
Главным мероприятием подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь в 2006 году и несомненно одним из наиболее значимых событий в жизни наших стран стало проведение в июне 2006 года совместного с Вооруженными Силами Российской Федерации масштабного командно-штабного учения «Щит Союза-2006».
Проверка вопро-сов функционирования системы управления региональной группи-ровки войск Республи-ки Беларусь и Российс-кой Федерации в ходе учения показала ее эффективность и жиз-неспособность.
Практически были отработаны вопросы планирования применения и управления силами и средствами региональной группировки войск.

Результаты учения подтвердили, что проведение реформы Вооруженных Сил Республики Беларусь оправдало себя. Вооруженные Силы Республики Беларусь способны решать поставленные перед ними задачи как самостоятельно, так и совместно с российской частью региональной группировки войск (сил).
Во исполнение решений президентов Республики Беларусь и Российской Федерации в декабре 2006 г. – феврале 2007 г. под руководством министров обороны Российской Федерации и Республики Беларусь проведена совместная командно-штабная военная игра (СКШВИ) с участием представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов государственного управления Республики Беларусь.
В ходе проведения СКШВИ подтвержден высокий уровень интеграции Республики Беларусь и Российской Федерации в военной сфере, продемонстрирована коллективная решимость предпринять весь спектр согласованных мер по недопущению эскалации угрозы вооруженного конфликта, а в случае его развязывания – по отражению агрессии против Союзного государства, продемонстрирован пример совместного реагирования на возрастание военной угрозы в регионе коллективной безопасности для других государств - членов ОДКБ.
Проведение совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки способствует повышению уровня взаимодействия и слаженности органов управления и войск, позволяет изучить достижения в области военной теории и практики, обменяться опытом военного строительства и развития вооруженных сил Республики Беларусь и Российской Федерации.
Таким образом, плановое строительство и развитие Вооруженных Сил Республики Беларусь позволяет говорить о том, что на сегодняшний день мы имеем в достаточной степени боеготовые Вооруженные Силы, способные выполнить возложенные на них задачи по вооруженной защите государственного суверенитета и независимости Республики Беларусь, в том числе и в составе региональной группировки войск (сил).
Полученные позитивные результаты в строительстве и развитии Вооруженных Сил не означают, что мы можем успокоиться и остановиться на достигнутом. Современный мир динамично развивается: меняется военно-политическая обстановка у границ Республики Беларусь, появляются новые технологии, возрастает угроза терроризма, происходят изменения во взглядах на подготовку и ведение современной войны и вооруженной борьбы. Все это обусловливает необходимость дальнейшего развития армии Беларуси, совершенствования форм и разработки новых способов применения войск.


Copyright ©2005 "Армия и Флот"