«Армия и Флот»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• Способствовать единению общества, культуры и армии России.
• Способствовать всестороннему взаимному ознакомлению и единению различных родов войск Вооруженных Сил России.
• Дать широкий простор мысли, направленной на благо армии и флота.
• Пробуждать интерес к военному делу и военной истории России.
• Отражать состояние дел в военно-промышленном комплексе России.
• Содействовать сохранению и развитию военно-исторического, историко-культурного, государственного наследия и безопасности России.
• Знакомить с положением военного дела за рубежом.


Наполеона снова осрамили в России

В одной из последних газет «Московский Комсомолец», которая неожиданно попала автору в руки, опубликована была необычная заметка о Наполеоне. Автор заметки Мэлор Стуруа выставил на широкое обозрение весьма гнусное событие: оказывается священник, соборовавший умершего Наполеона на острове Святой Елены в 1821 году, «умудрился» отрезать член бывшего императора Франции. В последующем эта безусловная реликвия была выгодно продана его наследниками, перепродавалась и далее. Сегодня она оказалась у одного из американских коллекционеров профессора Ваттимера [1].
Такой беспрецедентный случай глумления над трупом в истории Европы, которая считает себя цивилизованной, едва ли не единственный. И писать об этой подлости я решился только по одной причине – это весьма показательное преступление должно получить нравственную и юридическую оценку.
Первый европейский рыночник – Наполеон, по сути, вымостил дорогу такого рода предпринимателям, которые, не имея никаких сдерживающих нравственных механизмов, делают товаром любой предмет [2]. Конечно, скажут многие исследователи и апологеты личности Наполеона, гениальный государственник, создатель Кодекса, разработчик буржуазного механизма государственного строительства не предполагал такой печальный конец своей земной юдоли.
Но значит, он что-то не учёл, недостаточно знал о каких-то других механизмах общественной жизни, которая не укладывается только в рыночные рамки.
Вспомним, как он удивлялся, что отданный им в России приказ, разрешающий открыть рынки на захваченной его войсками территории не сработал. Генералы-фуражиры докладывали, что русские отказываются продавать зерно на рынках неприятелю, несмотря на высокие цены. Крестьяне не идут на рынок, голодают, называют Наполеона дьяволом и т.д. [3]. Недооценка духовных и нравственных механизмов взаимодействия в обществе, в частности, во время похода на православную Россию, и привела, в конечном счёте, к его поражению. А.С. Пушкин дал в своих произведениях яркую картину отношения к Наполеону его современников, называв его злодеем, тираном и даже «ужасом мира»[4].
Можно задаваться вопросом, были ли такие личности в истории России. Включая таланты и способности, о которых любят рассуждать наши историки. Безусловно, были. Но они не взлетали так высоко, не были императорами. Наполеон, ставящий духовные и нравственные начала жизни гораздо ниже своих амбиций, политической и экономической выгоды, недалеко ушёл от французских же революционеров, которые пропустили народ Франции через гильотины из-за высоких идеалов свободы, равенства и справедливости. Вспомним, из-за, казалось бы, высоких идеалов в XIX и XX веке в Европе были уничтожены миллионы человек. Кстати, инициатива в этом смысле принадлежала сначала Франции, а потом Германии. Не обошлось и без России. Она выплатила этому «молоху» большую и, пожалуй, даже максимальную цену в XX веке. Но это потом. А в 1812 году она стойко защищалась от военного навязывания ей государственной рыночной доктрины Наполеона, принимая во внимание честь и достоинство народа, конфессиональные и семейно-родовые духовно-нравственные устои, которыми жила вся страна. Почему-то сегодня это называется патриархальной отсталостью и глупостью. Между тем, российские императоры хорошо знали о глубинных качествах и особенностях жизни русского общества и не давали ему возможности усомниться в себе, в своей честности и порядочности [5]. Были ли в России оголтелые рыночники, принимавшие Наполеона целиком и полностью? Конечно, были. Например, некоторые помещики норовили продать нашей же армии фураж по ценам, которые предлагало наступающее на пятки французско-европейское воинство[6]. Однако, на высокий уровень государственной власти такие люди не проходили? А если проходили, то ненадолго. Как говорит русская пословица: «Бодливой корове Бог рогов не даёт». На житейском же уровне таких случаев отмечалось, надо полагать, немало. Вспомним того же Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Недаром писатель отмечает его наполеономанию, которая приводит к душераздирающему и наглому убийству невинных людей. Затем автор пишет о духовном и нравственном самоистязании преступника, что должно убедить читателей в возможности перерождения и исправления негодяя, обратившегося вдруг от наполеоновских амбиций вседозволенности к христианскому раскаянию. По мнению писателя, именно такова была судьба в России преступивших нравственный закон. И так, по всей видимости, тогда и было. До поры до времени. Пока неудержимо развивающиеся экономические отношения, пришедшие с Запада, не захлестнули православный мир. Вопросы духовности и нравственности становились неактуальными.
Что касается Европы, а Англия и Франция представляют её основу, то поступок священника у одра бывшего французского императора и последующая перепродажа его «мужского достоинства» говорят о последовательной и крайне опасной деградации общества, не принимающего в расчёт нравственность и духовность. Гнусность и подлость при купле-продаже уже не кажутся таковыми, а становятся только выгодным скандальным антуражем торговых сделок.
Надо сказать, что во Франции сегодня не относятся с придыханием к памяти Наполеона, как это нередко проявляется у нас в России. Конечно, в этом есть элемент банальной рыночной конъюнктуры: мы Вам - придыхание, а Вы нам - поездки во Францию и прочие путешествия в памятные места сражений. В частности, недавний юбилей сражения под Аустерлицем проигнорировали самые высокие должностные лица Франции, которые, очевидно, отрицательно относятся к деятельности Наполеона, осуждённого, кстати, в своё время за преступления против народов Европейским судом к ссылке на английский остров Святой Елены. Об их прохладном отношении к своеобразным юбилейным мероприятиям Франции можно было узнать в интернете. В частности, там появился такой текст:
«Франция, любящая устраивать пышные церемонии, поразительно скромно отметила 200-летие со дня победы Наполеона в знаменитом Аустерлицком сражении. В этой "битве трех императоров" наполеоновская армия разгромила 2 декабря 1805 года превосходящие силы русско-австрийской коалиции под командованием Михаила Кутузова. Именно русские понесли в сражении наибольшие потери.
Однако в день юбилея сам президент Жак Ширак предпочел отправиться в Мали на саммит Африка-Франция. Не оказалось в Париже и премьер-министра Доминика де Вильпена, почитателя императора и автора посвященной ему монографии "Сто дней, или Дух самопожертвования". В результате никто из первых лиц не явился на торжественную церемонию, посвященную Аустерлицу. Она прошла на Вандомской площади у Вандомской колонны, увенчанной бронзовой фигурой императора. Более того, отменили грандиозную выставку, посвященную Наполеону, в парижском Музее армии.
На самом поле битвы, рядом с которым сейчас находится чешский город Славков, побывала только глава французского Министерства обороны Мишель Альо-Мари. Она возложила венок на холм, с которого император руководил сражением, и быстро ретировалась. Министр не осталась на потешный спектакль, воссоздающий битву. В нем участвовали более четырех тысяч поклонников Наполеона из Франции, России, США, Великобритании, Испании и Австрии. Императора изображал американец Марк Шнайдер.
"Надо ли стыдиться Наполеона?" - задается вопросом газета "Фигаро", недоумевая по поводу такого прохладного отношения к памятной дате. Сдержанность властей во многом объясняется тем, что после недавних "бунтов иммигрантов" правительство не хочет настраивать против себя чернокожих жителей заморских территорий и департаментов - Мартиники, Гваделупы, Французской Гвианы, Реюньона, где Наполеон восстановил рабство. Различные ассоциации, представляющие эти земли, потребовали отменить официальные празднования. Темнокожий историк Клод Риб, член Национальной консультативной комиссии по правам человека, обвиняет Наполеона в преступлениях против человечества и геноциде, сравнивая его с Гитлером.
Рибу возражает историк Макс Галло, автор четырехтомной биографии императора. "Наполеон остается одним из величайших людей Франции, - сказал он "Известиям". - Для французов он самый уважаемый исторических деятель после генерала де Голля. Наполеон воплощает героический момент национальной истории. К тому же многие нынешние институты Франции - Государственный совет, жандармерия, префекты, лицеи, Орден почетного легиона и даже театр "Комеди франсез" - учреждены Наполеоном».
Некоторые депутаты и историки возмущены тем, что французы предпочитают праздновать не свои победы, а поражения, и объясняют это "склонностью к самобичеванию". Так, в этом году французы делегировали свой единственный авианосец "Шарль де Голль" и другие корабли на военно-морское шоу, посвященное 200-летию Трафальгарского сражения. В этой битве английский флот под командованием адмирала Нельсона разбил франко-испанскую эскадру и обеспечил Великобритании господство над морями»[7].
Как мы видим, в этой заметке показаны различные точки зрения на деятельность Наполеона даже в самой Франции. И это нужно принимать как данность, а не исключать из планов конференций доклады о несостоятельности личности Наполеона и причинах его политического и военного фиаско [8]. Современные французские историки находят у Наполеона и военные промахи и политические ошибки. Между тем, российские историки, в том числе приближённые к военно-историческим музеям, совершенно потеряли голову. Они постоянно пытаются сравнивать европейского преступника Наполеона с освободителем Европы Александром I, помпезно отмечают императорский юбилей Наполеона в Бородинском музее-панораме [9] и совсем скромно там же отмечают 260-летний юбилей рождения российского полководца, признанного спасителем Отечества в 1812 году, фельдмаршала М.И. Кутузова. Иные из исторических и военных музеев вообще не отмечали этой святой даты.
Кстати, умер М.И. Кутузов в освободительном походе по Европе, между сражениями 16.04.1813г. в возрасте 67 лет и в следующем году этой печальной дате будет 185 лет. Неужели государственные учреждения, музеи, военно-патриотические организации, Министерство обороны не заметят и этой даты? О каком тогда патриотизме могут они говорить!
Даже экспозицию зала 1812 года в Историческом музее России в Москве эти люди – приверженцы Наполеона и его армии, сформировали на странных принципах равенства и братания с бывшим врагом. В середине зала поместили наполеоновскую кухню, в витринах выставили потёртые мундиры, проигнорировали в экспозиции народно-освободительное движение, крестьян-патриотов называют сельскими пьяницами и т.д.. На вопрос автора, почему зал выполнен в скучных чёрно-зелёных тонах, местный специалист заявляет, что была осень и земля была чёрная, а вокруг был лес и потому стены зелёные. Такой вот неприхотливый дизайн выбран для показа славной победы и величия русского духа. Откровенно говоря, авторов этой экспозиции надо бы отдать под суд за разжигание национальной розни (любая несправедливость в этом вопросе – есть разжигание национального возмущения, а значит и вражды!). В отличие от такого убогого представления о ярчайших событиях российской истории, так называемую, великую армию и Наполеона их апологеты в России прославляют на каждом углу, в каждой книге, публикации или телешоу.
Долгие годы позорным пристанищем для наполеономанов является музей Отечественной войны 1812 года в г. Малоярославце Калужской области, где «Великой армии» посвящён отдельный зал, выполненный в богатых золотистых тонах с традиционной помпезностью и изысками. Впрочем, посещение его регламентируется (вход отдельный) и предоставляется не всем, поскольку он является резким контрастом той части музея, где скромно представлен российско-уничижительный взгляд на военные действия и поражение Наполеона. Легко увидеть, что зал российской экспозиции выполнен безыдейно, безвкусно и неряшливо. Ежегодно в конце октября на конференцию в Малоярославский музей съезжаются десятки фанатичных поклонников европейского похода армий Наполеона на Россию, которые соревнуются в показе несостоятельности русской армии и её руководства. C явным предубеждением многие годы они «перемывают» высосанные из пальца и непринципиальные «противоречия» Кутузова и Ростопчина, Багратиона и Барклай-де-Толли, Александра I и Кутузова и других военных деятелей России, совершенно не обращая внимание на их служение общему делу – защите Отечества от наглого врага. Дошло до того, что псевдоисследователи стали требовать снять представление о войне 1812 года как войне Отечественной из официального названия-представления об этой войне. С другой стороны, хвалебные панегирики Наполеону, его армии и, особенно, гвардии уже стали «зашкаливать». Докладчики доходят до визга и плача, вспоминая о своих детских впечатлениях о фильмах, где были отмечены медвежьи шапки гвардейцев императора. Поистине, по ним уже скучают психиатрические больницы. Некоторые музеи перестали приглашать на конференции таких «младших сотрудников», поскольку становится невозможным сохранить хоть сколько-нибудь «патриотическое лицо». На фуршетах они много пьют и норовят ни к месту кричать «Виват!» императору и его гвардии.
Характерно, что молодой авангард из них активно участвует в реконструкциях
наполеоновских сражений и ездит по всей Европе. Финансируются они, как сами признают, извне, обычно посольством Франции в России, что соответствует традиционным задачам импортировать и развивать в России всякую гадость, которую сами они, как мы видим на примере Ширака, «не потребляют».
К сожалению, сегодня рыночные механизмы и торгашеские настроения проникли во все поры российской исторической науки. Стало выгодно и не стыдно торговать российскими героическими страницами истории, превращая их в стратегические поражения и частные неудачи, «переплавляя» полководческий гений российских генералов в патологический примитивизм и непроходимый кретинизм [10].
Сегодня, когда российская общественность строит большие планы по празднованию 200-летнего юбилея событий Отечественной войны 1812 года, участие в их составлении и реализации такого рода историков-специалистов опасно и недопустимо, поскольку в дальнейшем будет способствовать деморализации части общества и естественному возмущению наивных патриотов.
Их усилиями празднование юбилея Отечественной войны 1812 года в России может стать очередным визгом о гениальности Наполеона и непобедимости его «великой армии», что, по сути, станет ещё одним общим предательством нашего народа и осквернением памяти наших достославных предков.
Однако, что же делать со срамом Наполеона, который хранится где-то в США в частной коллекции среди раритетов и реликвий. На наш взгляд, следует прекратить чудовищную торгашескую возню вокруг этого объекта [11]….. и вернуть его законному владельцу. То есть, пришить его обратно или хотя бы поместить его в гробницу Наполеона, которая находится сейчас во Доме инвалидов в Париже. Надо полагать, у Франции (и Англии – всё же это был допущенный ими священник!) хватит средств, чтобы прекратить этот исторически зафиксированный позор обворовывания бывшего венценосного покойника и демонстрации его во всех смыслах сомнительного «мужского достоинства». Во всяком случае, не следует так же по-торгашески подходить к духовным и нравственным ценностям в жизни, как это делал Наполеон и делают его верные последователи на Западе и у нас в стране сегодня.
Или же подойти совсем «по-европейски» последовательно ко всем современным правам человека. То есть, признать право усопшего быть погребённым без надругательства, даже если этим усопшим был международный или государственный преступник.
Надо надеяться, что этот случай станет уроком сомневающимся в наличии духовно-нравственных механизмов в жизни общества, в духовной и нравственной силе современного общества, которая, несмотря на 200-летнюю историю пережитых народами Европы ужасов и преступлений, всё ещё имеет место быть.

 

Примечания и источники:

1.Мэлор Стуруа «Мужское достоинство Наполеона. Его пристанище в частной американской коллекции». Газета «Московский комсомолец» от 19 июня 2007 года, с.9.
2. Шуринов А.С. Духовная победа России. Газета «Десятина», ООД «Россия
Православная», №1 (124), 2007, с.5.
3. Сборник "Недаром помнит вся Россия..." Сост.Левченко В.Г. и Володин В.В., М.: Молодая гвардия,1987,с.172.
4. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Т.1.,М.: "Художественная литература", 1985, с.122, стихотворение «Принцу Оранскому».
5. Александр I всегда интересовался «духом» в армии, дворянстве и в простом народе. Он отказывался от мирных предложений Наполеона после взятия Москвы, поскольку знал отношение общества к Наполеону и видел его чуткое внимание к своим действиям. См. Сборник "Недаром помнит вся Россия..." Сост.Левченко В.Г. и Володин В.В., М.:Молодая гвардия,1987,с.170.
6. Там же. Принимал жалобы помещиков за изъятие зерна без оплаты и обращал их к командующим корпусов российской армии в напряжённейшие дни столкновений с противником и отступления нелюбимый в народе автор будущих военных поселений - А.А. Аракчеев.
7. Юрий Коваленко «Французы стесняются своей победы при Аустерлице». Франция. Интернет.
8. Например, на конференциях в Бородинском военно-историческом музее-заповеднике не допускаются доклады о полководческом искусстве М.И. Кутузова.
9. Характерно, что это мероприятие спонсировали и организовывали московские рыночники - жена Ю.М. Лужкова – Елена Батурина и её брат Батурин, как оказалось страстный приверженец Наполеона.
10. Надо сказать, что наши попытки разъяснить отношение к Наполеону со стороны русских классиков А.С. Пушкина и Ф. И. Тютчева не возымели действия на руководство музея в Малоярославце. Они закрылись «на все пуговицы» и отказались от дискуссии.
11. Статья опубликована, очевидно, с рекламной целью, чтобы устроить публичные и выгодные торги в канун 200-летия Бородинского сражения.

Член Совета АКИРН А. Елисафенко

Copyright ©2005 "Армия и Флот"