«Армия и Флот»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• Способствовать единению общества, культуры и армии России.
• Способствовать всестороннему взаимному ознакомлению и единению различных родов войск Вооруженных Сил России.
• Дать широкий простор мысли, направленной на благо армии и флота.
• Пробуждать интерес к военному делу и военной истории России.
• Отражать состояние дел в военно-промышленном комплексе России.
• Содействовать сохранению и развитию военно-исторического, историко-культурного, государственного наследия и безопасности России.
• Знакомить с положением военного дела за рубежом.


«Утренняя заря» Российского флота


В этом году у, пожалуй, самого знаменитого корабля России, легендарного крейсера «Аврора», на борту которого дальние походы совершали и будущие флотские офицеры, сразу две круглых даты. Ровно сто десять лет назад, в 1897 году, в торжественной обстановке он был заложен на стапелях судостроительной верфи "Новое адмиралтейство" в Санкт-Петербурге. А девяносто лет назад, в 1917 году, крейсер принял участие в вооруженном восстании. Радиостанция «Авроры» передала написанное В. И. Лениным воззвание "К гражданам России!", в котором говорилось о победе пролетарской революции. По условному знаку с Петропавловской крепости носовое орудие «Авроры» произвело холостой выстрел, ставший сигналом к началу штурма Зимнего дворца. В результате этого штурма Временное правительство было арестовано, и власть перешла в руки Российской социал-демократической рабочей партии большевиков РСДРП (б). Началась новая эра в истории не только нашей страны, но и, без преувеличения, всего мира.
Имя "Аврора", что по-гречески означает "утренняя заря", новому крейсеру было дано в честь героического парусного фрегата флота России, прославившегося в Крымской войне 1853-1856 гг. в дни героической защиты порта Петропавловск-на-Камчатке от англо-французских интервентов. Кстати, на церемонии закладки "Авроры" в 1897 г. среди почетных гостей присутствовал и бывший член того славного парусника 70-летний отставной матрос Фесун.
Крейсер – целиком детище корабелов нашего Отечества. Автор проекта - талантливейший инженер-кораблестроитель Константин Токаревский.

Под его руководством на Ижорском заводе рабочие выплавили сталь и броню для корпуса, на Франко-Русском - построили машины, а Обуховский завод поставил артиллерию.
На спуске "Авроры" в мае 1900 года находились послы различных иностранных государств, военные атташе. Свидетелем того знаменательного события был и выдающийся русский флотоводец и ученый, вице-адмирал Степан Осипович Макаров. На спуск крейсера прибыл и государь-император России Николай II с почетной свитой.
Когда новый корабль взбороздил Неву, залпы боевых кораблей разорвали воздух. Тридцать один раз салютовал флот новорожденной "Авроре".
Вот что писала об этом знаменательном событии газета "Кронштадтский вестник": «Вчера, 11-го мая, в Санкт-Петербурге происходило морское торжество - спуск на воду крейсера 1-го ранга "Аврора". Погода была ясная, тихая, теплая. Крейсер выходил из-под крыши эллинга кормой вперед, и на нем поднимались флаги. Как только носовая часть крейсера погрузилась в воду, были отданы оба якоря. С судов, стоящих на Неве, был произведен установленный салют".
Газета также сообщила о том, что в постройке корпуса использовалось «175 626 пудов стали, медного сплава - 5 659 пудов», а подводная часть корпуса крейсера обшита брусьями из дерева "тик" и покрыта сверху медными листами.
16 июля 1903 года корабль вошел в боевой состав Военно-морского флота России. На нем тогда проходили службу 23 офицера и 550 человек команды.
Для своего времени это был мощный, быстроходный корабль, оснащенный военной техникой последних достижений. Вот некоторые тактико-технические характеристики крейсера: водоизмещение – 6.731 тонна, длина - 123,7, ширина - 16,8, осадка - 6,4. Три паровые машины с тремя гребными винтами общей мощностью 11.610 л.с. сообщали крейсеру скорость хода до 20 узлов (37,2 км/час). Паровых котлов - 24 (системы Бельвилля), время нормальной разводки паров - 1 час 15 минут, экстренной - 35 минут. Приняв полный запас топлива (917 тонн угля), корабль мог пройти 4 000 миль (7 400 км) без захода в порты.
Вооружение "Авроры" составляли: 10 шестидюймовых и 20 трехдюймовых орудий системы Канэ, четыре пулемета, две десантные пушки калибра 37 мм, три торпедных аппарата (один надводный и два подводных). Боевая рубка корабля была защищена от вражеской артиллерии спереди броней толщиной 152 мм, сверху - броней 51 мм. Палуба крейсера защищалась броневыми листами толщиной 38 мм. Орудия главного калибра (шестидюймовые) защищались бронещитами толщиной 1 дюйм (25,4 мм).
Крейсер также имел четыре электрических прожектора системы Манжена диаметром 75 см, один из которых осветил в день Октябрьской Революции в 1917 году Зимний дворец перед началом штурма. Дальность освещения таких прожекторов - 3 мили (более пяти километров).
Кроме того, «Аврора» была оснащена для связи новинкой тех времен - радиотелеграфом. Плюс к этому на крейсере был установлен рефрижератор-холодильник, в камере которого помещалось 85 пудов замороженного мяса.
Управление крейсером в море могло осуществляться из пяти мест: центрального поста, заднего мостика и румпельного отделения, ходовой или боевой рубок. Команды подавались по внутренним телефонам и переговорным трубам.


Первым боевым крещением «Авроры» стала японская Цусима, к которой крейсер подошел обогнув Африку в составе Второй Тихоокеанской эскадры. Команда сражалась мужественно и стойко. Многие моряки проявили подлинный героизм. Вот выдержка из небольшой книги о корабле, выпущенной в 1914 году: "Потери личного состава: убит в боевой рубке наповал командир крейсера капитан I-го ранга Егорьев. Ранены осколками снарядов лейтенанты Прохоров, Лосев и Старк, мичман Шаховской и прапорщик Берг. Тяжело ранены мичман Яковлев - в ногу с оторванием мягких частей, - лейтенант князь Путятин - в правый бок - и старший офицер, капитан II-го ранга Небольсин - в голову и в ногу.
Нижних чинов: убито - 9, умерло от ран - 5, тяжело раненых - 32 и легко раненых - 42, главным образом из числа орудийной прислуги. Один из убитых нижних чинов был найден без головы, рук и ног, у другого в груди была гильза... В течение 12 часов, как в течение боя, так и в тяжелом напряженном состоянии во время минных атак, команда и офицеры бессменно стояли на своих постах: прислуга у орудий и боевая вахта в машине. Все работали безукоризненно и вносили все от них зависящее для успеха дела".
После вынужденной стоянки в Маниле в феврале 1906 года "Аврора" вернулась в Россию, на Балтику. Крейсер был отремонтирован. Он вошел в состав учебного отряда кораблей Морского корпуса. С юнгами и гардемаринами на борту «Аврора» совершила ряд продолжительных дальних походов. Так в 1911 году крейсер выполнил ответственную дипломатическую миссию, представляя российский флот на коронации короля Сиама в Бангкоке. Вместе с другими офицерами ответственную походную вахту нес и старший лейтенант Георгий Старк, прослуживший на «Авроре» к тому времени уже восемь лет. Он вел дневниковые записи, в которых подробно рассказал и о пребывании корабля в Бангкоке.
Празднование продолжалось четыре дня: с 18 по 21 ноября. 19 ноября – в день коронации, прогремел салют из 101 залпа. На рейде, где стояли корабли, прошел морской парад. Вечером «Аврору» украсила иллюминация. На борту сиамской канонерской лодки для офицеров боевых единиц, прибывших на торжества, был дан обед. Он «прошел в спокойном выдержанном тоне, разговоры велись на сугубо морские темы…».
Нижние чины «Авроры» также сходили на берег. Их поведение было безупречным. Но не обошлось без серьезного происшествия. 15 матросов крейсера, находясь на берегу, получили пищевое отравление. Двух из них, к сожалению, спасти не удалось. Корабельный врач боялся, что это вспышка холеры, и на корабле были проведены профилактические мероприятия. Умерших моряков похоронили на кладбище Бангкока. Траурные события омрачили пребывание «Авроры» в королевстве Сиам. На крейсере были отменены официальный прием и участие официальных лиц из экипажа крейсера в ряде приемов на берегу.
По пути домой корабль совершил несколько заходов в иностранные порты. В Неаполе, к примеру, на его борт поднялась Великая княгиня Анастасия Михайловна, вручившая командиру «Авроры» и некоторым офицерам крейсера ордена «За верную службу».
С началом первой мировой войны «Аврора» несла боевой дозор в Финском заливе, а в ноябре 1916 года корабль был отправлен на ремонт в Петроград.
С 1918 года крейсер находился в резерве военно-морского флота, его орудия были сняты и переведены на вооружение Волжской флотилии. Только в середине 1920 года крейсер вновь был вооружен. На нем установили новые орудия и он вошел в состав действующей флотилии. С 1923 года «Аврора» была учебным кораблем Балтийского флота, на ее борту проходили практику будущие офицеры.
В 1940 году корабль ошвартовался в Ораниенбауме, где и простоял в течение всей Великой Отечественной войны. В августе 1944 года было принято решение установить крейсер навечно у Петроградской набережной Большой Невки, напротив здания Нахимовского училища и 17 ноября 1948 года, после основательного ремонта, «Аврора» бросила якорь на место вечной стоянки. В 1956 году корабль стал музеем, который действует и сегодня.
26 июля 1992 года на «Авроре» был поднят возвращённый Военно-морскому флоту России Андреевский военно-морской флаг. Интересно, что и в настоящее время на борту крейсера продолжают службу военные моряки нашего Отечества. Экипаж, конечно, не такой большой как сто лет назад – лишь несколько десятков человек. Но каждый старается служить на совесть, быть достойным высокого звания «авроровца».

Андрей ГАВРИЛЕНКО.
На снимках: крейсер «Аврора» (фото 1910-11 гг.); чертеж корабля 1903 г.

 

Copyright ©2005 "Армия и Флот"