«Армия и Флот»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• Способствовать единению общества, культуры и армии России.
• Способствовать всестороннему взаимному ознакомлению и единению различных родов войск Вооруженных Сил России.
• Дать широкий простор мысли, направленной на благо армии и флота.
• Пробуждать интерес к военному делу и военной истории России.
• Отражать состояние дел в военно-промышленном комплексе России.
• Содействовать сохранению и развитию военно-исторического, историко-культурного, государственного наследия и безопасности России.
• Знакомить с положением военного дела за рубежом.

Государственная Дума и Государственный Совет.

В марте 1906 года в журнале «НИВА» была опубликована статья, посвященная предстоящей работе первого в истории России парламента. Учреждение Государственной Думы означало по существу переход России от самодержавной монархии к парламентской. Общество России (разные его слои по разным для него причинам) не оценило этого знакового для страны события. Должной оценки и исследования учреждения Государственной Думы не дано и не проведено до сих пор.
Предлагаем читателям позна-комится с  названной статьей.

 

Недавно опубликованный Высочайший Манифест 20 февраля вместе с сопровождающими его указами, создает у нас в России то, что называется двухпалатной парламентской системой.


Манифест вносит существенные изменения в положение о Государственной Думе и коренным образом реформирует Государственный Совет. Из этих двух учреждений он и делает упомянутые две палаты нашего бедующего парламента. Вместе с тем он устанавливает и определяет необходимую связь между Думой и Советом.

Что касается Государственной Думы, то основные черты нового её устройства определяются Манифестом в следующих чертах:
Дума является учреждением законодательным. «Мы постановляем впредь общим правилом, что, со времени созыва Государственного Совета и Государственной Думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы» - гласит Манифест. «Дума – по дальнейшим словам Манифест – может возбуждать предположения об отмене или изменении действующих законов и об издании новых за исключением, однако, основных государственных законов». Этих последних Дума касаться не может.


Законопроекты могут быть вносимы (особым, указанным в законе, порядком) министрам, главноуправляющими отдельными частями или же членами самой Думы. В последнем случае требуется, чтобы заявление о новом законе (или заявление об изменении старого закона) было подписано не менее, как 30 членами, наконец, законопроекты могут поступать в Думу и из Государственного Совета. Самое же составление законопроектов возлагается на министров или главноуправляющих – единолично или же на особые комиссии из думских членов. «Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и ею одобренные, передаются в Государственный Совет. Законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и им одобренные поступают в Государственную Думу. Законопроекты не принятые Государственною Думою и Государственным Советом придаются отклоненными. Законопроекты, подступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Советом, равно как и законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Государственною Думой, представляются Императорскому Величеству председателем Государственного Совета».


В этих последних пунктах мы видим уже то на что укажем позднее – взаимодействие Думы и Государственного Совета. Этим взаимодействием этою постоянною связью думы с советом как увидим ниже проникнуто все бытие их обоих.
Такова законодательная деятельность государственной думы. Что касается её контролирующей и хозяйственной деятельности то в этом отношении ведению её подлежат следующие предметы: государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и главных управлений равно как денежные из казны ассигнования росписью не предусмотренные, отчет Государственного Контроля по исполнению государственной росписи; дела об отчуждении части государственных доходов или имуществ, требующем Высочайшего соизволения; дела о постройке железных дорог непосредственным распоряжением казны и за её счет; делва об учреждении компаний на акциях, когда при сем испрашиваются изъятия из действующих законов; дела, вносимые на рассмотрение думы по особым Высочайшим повелениям.
Государственной Думе представляется весьма важное и существенное право - обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему Сенату с запросами по поводу таких, последовавших со стороны их или подведомственных им лиц и установлений, действий, кои представляются незакономерными.
Право это в известной степени парализуется тем, что министры могут затягивать ответ на такие запросы на целый месяц и даже совсем не давать ответов про таким предметам « кои, по соображениям государственного порядка, не подлежат оглашению». Кроме того, закон ничего не говорит о том, чтобы министры, по адресу которых народными представителями высказано недоверие оставляли свой пост как это установлено в западноевропейских конституциях. Таким образом, у нас все-таки даже и теперь не проведена ответственность министров перед народом.

Что касается устройства Думы (количество депутатов продолжительность сессий и т.п.) то все это более или менее уже известно и Манифест ничего особенно нового в эти основные положения не вносит. Депутаты (члены Думы) избираются на 5 лет, пользуются полною свободой суждений по делам Думы и совершенно свободны от какого-либо отчета пред своими избирателями. При вступлении в число членов Думы они дают торжественное обещание по следующей, приводимой Манифестом, формуле:
«Мы, нижепоименованные, обещаем пред Всемогущим Богом исполнять возложенные на нас обязанности членов Государственной Думы по крайнему нашему разумению и силам храня верность Его Императорскому Величеству Государю императору и Самодержцу Всероссийскому и памятуя лишь о благе и пользе России, в удостоверение чего своеручно падписуемся».
Таковы, в общих чертах те положения которые положены Манифестом 20 февраля в основу первой палаты нашего парламента, переработанной согласно заветам 17 октября.
О второй палате т.е. о реформированном Государственном Совете, Манифест 20 февраля гласит следующее:
Государственный Совет отныне перестает быть учреждением исключительно бюрократическим и становится подобно Государственной Думе, выборною палатой.

Первая половина всего состава Государственного Совета отныне будет состоять по-прежнему их членов, назначаемых Высшею властью, но зато другая половина явится уже собранием представителей русской земли, свободно избранных населением точно так же как оно избирает членов Думы.

«К участию в законодательной деятельности Государственного Совета – говорит по этому поводу Манифест 20 февраля: - призываются, в равном числе с членами, присутствующими в нем по назначению Нашему, выборные члены от духовенства и земства, а также представители науки, торговли и промышленности». Избираться они будут в следующем числе и на следующих основаниях:
От духовенства Православной Российской Церкви избираются Святейшим Синодом шесть членов Государственного Совета: трое из монашествующего православного духовенства и трое из Белаго православного духовенства. Каждое губернское земское собрание избирает по одному члену Государственного Совета. Дворянские общества избирают из своей среды каждое по два выборщика. Съезд сих выборщиков собирается в С.Петербурге и выбирает из своей среды восемнадцать членов Государственного Совета. Императорская академия наук и каждый Императорский российский университет избирают по три выборщика. Академия избирает их из числа ординарных академиков, а совет каждого университета – из числа ординарных его профессоров.

Съезд сих выборщиков собирается в С.Петербурге и выбирает из своей среды шесть членов Государственного Совета. Затем избирает выборщиков совет торговли и мануфактур, биржевые комитеты, купеческие управы и пр. съезд этих выборщиков тоже собирается в С,Петербурге и изберет из своей среды двенадцать членов Государственного Совета.

Таким образом, избиранию подлежат: 6 членов от православной церкви, 6 от академии и университетов, 18 от дворянских обществ, 123 от представителей торговли и промышленности, 32 от губерний земских, 16 от губерний не земских и 6 от Царства Польского.

Выборные члены Государственного Совета избираются сроком на 9 лет. Выборы производятся закрытою баллотировкой.

Действия Государственного Совета по предложению и выработке новых законов почти совершенно те же, что и в Государственной Думе.
Говоря о новом составе Государственного Совета, манифест 20-го февраля гласит следующие: «В сем обновленном составе Государственному Совету представляется в делах законодательства равные с Государственной Думой права».

 

Copyright ©2005 "Армия и Флот"