«Армия и Флот»

Всероссийский общественный,
военно–литературный журнал.

основан в 1914 году

(электронная версия журнала зарегистрирована в
Росохранкультуре, свидетельство о регистрации
средства массовой информации Эл ФС77-27548
от 14 марта 2007 года)

ЗАДАЧИ ЖУРНАЛА:
• Способствовать единению общества, культуры и армии России.
• Способствовать всестороннему взаимному ознакомлению и единению различных родов войск Вооруженных Сил России.
• Дать широкий простор мысли, направленной на благо армии и флота.
• Пробуждать интерес к военному делу и военной истории России.
• Отражать состояние дел в военно-промышленном комплексе России.
• Содействовать сохранению и развитию военно-исторического, историко-культурного, государственного наследия и безопасности России.
• Знакомить с положением военного дела за рубежом.

13-17 ноября 2006 года в городе Квебек (Канада) состоялась 52-я ежегодная сессия Парламентской ассамблеи НАТО. В сессии приняла участие делегация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Есть ли будущее у НАТО?

В соответствии с планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации на 2006 год делегация Совета Федерации в составе председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерова (руководитель делегации), членов Совета Федерации В.И. Добросоцкого, Б.-Ж. Жамбалнимбуева, ММ. Капуры, В.Д. Ключенка, О.М. Толкачева приняла участие в 52-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи НАТО.
На сессии было представлено 15 докладов, 8 резолюций и декларация к Рижскому саммиту НАТО, которые были рассмотрены и приняты в пяти комитетах и на пленарном заседании ПА НАТО.
Организаторы постарались сосредоточить внимание натовских парламентариев на необходимости политической поддержки готовящихся к Рижскому саммиту альянса решений по трансформации НАТО. Обратившийся к участникам ген секретарь НАТО Я.де Хооп Схеффер убеждал в важности мобилизации общественного мнения в пользу укрепления военного потенциала альянса, увеличения оборонных расходов, преодоления организационных и ресурсных проблем при проведении операций на удаленных театрах. Подчеркивалось, что в Афганистане на карту поставлено будущее НАТО.
Несмотря на то, что до саммита в Риге остаются Считанные дни, натовцам так и не удалось выйти на консенсус по ряду принципиальных вопросов, связанных с новыми задачами и миссиями альянса. Основные споры развернулись по урокам операции в Афганистане. Причем впервые за последние годы полемика была настолько острой, что зачастую выходила за рамки политкорректности. Раскололись и некоторые национальные делегации по партийной принадлежности. В результате итоговая декларация к Рижскому саммиту и резолюции по Афганистану были вынесены на постатейное голосование, многие парламентарии (итальянцы, испанцы, греки, румыны и др.) настаивали на фиксации в протоколе своего особого мнения - «для истории». Было очевидно, что европейские парламентарии обеспокоены непопулярностью среди электората афганской операции.
Не прошли попытки американцев, англичан и канадцев приукрасить то тяжелое положение, в котором оказались натовские войска в Афганистане. Как признал генеральный докладчик Б. Кундерс (Нидерланды), ситуация в Афганистане ухудшается с каждым днем, и критическая масса достигла предела. Целый ряд делегаций прямо указывал на системные ошибки при организации и проведении операции - нет должного взаимодействия между контингентами, не обеспечивается единоначалие, не решены многие проблемы тылового снабжения, выделенных сил и средств явно не хватает.
Но наиболее чувствительным для натовских парламентариев оказался вопрос о сохраняющихся национальных ограничениях на применение силы некоторыми контингентами. Англосаксы подавали дело так, что в этом, мол, основная причина неэффективности борьбы с талибами - недавно, например, из-за бездействия союзников погибли канадские военные.
Немцы, французы, греки, испанцы жестко возражали: силовыми операциями решить проблемы Афганистана невозможно, давать же санкцию на превращение своих военных в камикадзе они не намерены. При этом приводилась удручающая информация о ситуации на местах - налицо усиление антинатовских настроений среди афганцев, рост числа терактов, неоправданные жертвы среди мирного населения, провал борьбы с наркотрафиком.
Со своей стороны российская делегация также указала на необходимость первоочередного решения задач социально-экономического
восстановления Афганистана. Проинформировали о вкладе России в облегчение долговой проблемы и подготовку антинаркотических кадров для этой страны. Отметили важность налаживания взаимодействия ОДКБ - НАТО.
В целом, по итогам дискуссий на сессии возобладали прагматические подходы. Натовские парламентарии призвали принять в Риге «заземленные» решения, в частности об укреплении военных структур и политической составляющей деятельности альянса. При этом НАТО не в состоянии и не должна брать на себя глобальные функции. Признавалось, что ключевое значение для пост конфликтных ситуаций имеет экономическое и социальное содействие, и поэтому для успеха своих военных миссий альянс нуждается в более тесном сотрудничестве с ООН и Евросоюзом. Подтверждено намерение более плотно подключать к задачам НАТО таких новых партнеров, как Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея.
Наряду с Афганистаном натовцы серьезно обеспокоены кризисным положением на Ближнем Востоке, Балканах (Косово). Приоритетного реагирования, по их оценке, требуют вызовы терроризма, распространения ОМУ (Иран, Северная Корея), региональной нестабильности, транснациональной оргпреступности, отсталости, демографического дисбаланса, религиозной радикализации, конкуренции за природные ресурсы и энергоносители, угрозы со стороны т.н. «несостоявшихся» государств.
Заострили внимание натовских коллег на важность того, чтобы при реформировании альянса, увеличении сценариев задействования его силового потенциала неукоснительно соблюдались нормы международного права и, прежде всего, прерогативы СБ ООН. Высказали озабоченность
планами приближения военной инфраструктуры НАТО к нашим границам, форсированного приема в альянс Грузии.
Наши сигналы были приняты. Позитивно сказалось и то, что антироссийски настроенного француза П. Леллгоша на посту председателя ПА НАТО сменил более взвешенный и конструктивный голландец Б. Кундерс. В декларации к Рижскому саммиту включен раздел по России, в котором отмечается особая важность развития взаимодействия с нашей страной, совершенствования деятельности Совета Россия-НАТО, укрепления взаимного доверия. Об этом же развернуто говорил и генсекретарь альянса Я. де Хооп Схеффер. Он дал высокую оценку итогам своей недавней поездки в Москву, беседе с Президентом России.
В ходе отдельного заседания Парламентского комитета Россия - НАТО обсудили варианты дальнейшего укрепления механизма наших межпарламентских связей. Отвели предложения П. Леллюша, попытавшегося в компании с восточноевропейскими новобранцами свернуть нынешний равноправный формат работы делегаций в Комитете и вернуть нас к временам, когда России приходилось иметь дело с единой натовской «стенкой». Договорились с Б. Кундерсом тщательно, без спешки вновь проработать данный вопрос.
Активное участие членов делегации в обсуждении докладов на сессии ПА НАТО в Квебеке, целевые контакты с ключевыми делегациями в кулуарах, аргументированные поправки к резолюциям позволили в значительной мере нейтрализовать антироссийский настрой традиционных оппонентов, снимать неприемлемые формулировки документов (по российско-грузинским отношениям, энергобезопасности, Косово, ядерной программе Ирана). Нас поддерживали греки, немцы, испанцы, румыны и др. В частности, по резолюции «Будущий статус Косово» нами было внесено 6 существенных поправок, 3 из которых - приняты. При обсуждении резолюции о взаимоотношениях России и Грузии члены Комитета ПА НАТО по гражданскому измерению безопасности, за исключением отдельных, настроенных явно антироссийски парламентариев, делали упор на необходимости взвешенных формулировок и отвели оголтелые попытки П. Леллюша и др. провести поправки, направленные против России
Грузины вели себя агрессивно, распространяли бредовые документы. За них вступались американцы, прибалты (особенно литовцы).
Использовали дискуссию для разъяснения нашей политики в отношении Грузии, распространения объективной информации о ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии, военных приготовлениях Тбилиси. Благодаря нашим поправкам, а также предложениям других делегаций, позиции которых практически совпадали с нашей, удалось прийти к довольно сбалансированному тексту.
Некоторые выводы:
1. Откровенный разговор с натовскими коллегами по проблемам и перспективам отношений Россия-НАТО накануне Рижского саммита альянса был несомненно полезным.
2. Участие делегации Совета Федерации в работе ПА НАТО следует расценивать как очередной шаг в установлении конструктивного взаимодействия с парламентами стран НАТО, а также с ассоциированными членами Ассамблеи
3. Необходимо продолжить работу над совершенствованием механизма парламентского взаимодействия Россия-НАТО, отстаивая необходимость сохранить достигнутый равноправный формат работы делегаций в Комитете и не отказываясь, в то же время, от возможного увеличения количества и продолжительности встреч для более детального шия наиболее актуальных вопросов.

А.И.Воронин,
Член экспертного Совета
Комитета Совета Федерации по
обороне и безопасности.
Генерал-лейтенант.

Copyright ©2005 "Армия и Флот"